Россияне стали покупать меньше продуктов

Заметное уменьшение размеров пакетов, с которыми россияне возвращаются из супермаркетов, зафиксировали в Ассоциации компаний розничной торговли. По данным АКОРТ, которые приводят «Известия», оборот торговли в крупнейших сетях по итогам 2022 года сократился на 5%, причем именно в натуральном выражении, то есть в штуках. Сообщается, что наиболее заметное снижение компании наблюдали в категории газированных напитков — их продажи сократились почти на 10%, а также питьевых йогуртов и творожных десертов.

Россияне стали покупать меньше продуктов
© BFM.RU

Но есть и сегменты роста, рассказывает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев:

Игорь Караваев председатель президиума АКОРТ «Основная причина — сдержанный спрос, который привел к росту продаж товаров в низком ценовом сегменте и сокращению в сегменте более дорогих товаров. Вырос спрос на основные продукты питания, а также на фрукты, овощи и товары ЗОЖ-линейки. В частности, ряд категорий фруктов в натуральном выражении показал двузначные темпы роста в прошлом году. Мы связываем это с тем, что люди стали уделять больше внимания своему здоровью и стремились разнообразить рацион полезными продуктами. Среди категорий, показавших снижение, — газированные напитки, современные молочные продукты, питьевые йогурты и творожные десерты, а также дорогие деликатесные продукты».

Само исследование не опубликовано, а «Известия» приводят только выдержки из данных, поэтому методология подсчета не вполне ясна. Если продажи картошки выросли на 10 килограммов, а коньяка — упали на 10 литров, это рост в натуральном выражении, падение или стабильность?

Хотя сам факт спада вряд ли подлежит сомнению: еще осенью ВЦИОМ сообщил, что более трети россиян стали экономить на продуктах питания, причем эта тенденция распространена в первую очередь среди беднейших слоев населения. Своими оценками делится гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:

Михаил Бурмистров гендиректор «Infoline-аналитики» «Динамика потребления в физическом выражении по продовольственным товарам была негативной в пределах от 1,5% до 2%. По нашим оценкам, произошло снижение в количественном выражении. В денежном выражении рост был достаточно существенным — порядка 13,5%, и связан он был с инфляционным фактором. Потребители увеличили количество посещаемых магазинов: высокая промоактивность, надо выбирать, где подешевле. Плюс потребители очень активно экономили и очень активно сокращали физическое потребление. Это мы в меньшей степени видели в период с апреля по сентябрь. А вот октябрь, ноябрь, декабрь — это период активного сокращения физического потребления».

На фоне спада натуральных продаж в физических супермаркетах растет спрос на услуги виртуальных площадок. Как пишут «Известия» со ссылкой на Ассоциацию компаний интернет-торговли, за 11 месяцев прошлого года россияне заказали в Сети продукты почти на 600 млрд рублей, что на 42% больше, чем за предыдущий период. Тем не менее сегмент пока занимает незначительную долю розничного рынка продовольствия. Общий объем продуктовой розницы исчисляется десятками триллионов рублей.