Уральские рестораторы начали развивать гастротуризм
Если лето на Урале - время музыкальных фестивалей и праздников, то зимой параллельно проходят несколько гастрономических мероприятий. Например, с десяток заведений сейчас участвуют во всероссийском фестивале завтраков. Или фестиваль круассана... Есть, оказывается, и такой. Одним из главных кулинарных событий сезона можно назвать фестиваль аутентичной уральской кухни (АУК). Его провели уже в третий раз, причем в этом году он охватил 36 кафе и ресторанов в 11 городах Урала и Сибири.
Сообщество уральских шефов, которые изобретают региональную кухню из местных специалитетов, показало класс: хвоя и мох, ягоды и грибы, дичь и рыба, а еще местные коренья и травки превращались в изысканные блюда. Особенно удивили десерты: соленая карамель с белыми грибами или карамелизированная капуста - как вам такое на сладкое?
- Мы ищем необычные местные продукты и находим. Обзваниваем производителей и спрашиваем, есть ли у них интересное сырье и насколько стабильно они могут поставлять этот продукт. Потом берем, пробуем и, если понравилось, начинаем выстраивать сет, - рассказывает о происхождении новых блюд шеф-повар ресторана "Зверобой" Николай Семенов. - Продукт - главное, техника - на втором месте. Например, жареный корень одуванчика, который круто заменяет какао, и другие дикоросы нам поставляет компания из Сысерти.
Одуванчики помогли сделать особенным печенье, приправленное к тому же острым томатным вареньем, черникой, домашним сыром и сушеной клюквой. Но это блюдо подавали третьим курсом, а первым шел голубец с копченой нельмой, репой и редисом, с раковым наваром и щучьей икрой. А между ними был еще очень необычный кыстыбый - авторская версия традиционного татарского пирожка. И, как на всех площадках фестиваля АУК, цена за три блюда единая - 1100 рублей.
- На этих сетах мы много не зарабатываем. Основная задача - чтобы гости проявили интерес к нашей региональной кухне, попробовав незнакомые, редкие продукты, которые несколько веков назад входили в обычный рацион. То, что плавало, бегало и росло на Урале - те же раки, нельма, сейчас стало очень дорогой гастрономией. Мы хотим привлечь внимание к уральским продуктам, из которых можно готовить интересные сочетания, - объясняет шеф Семенов.
В последнее время появились такие интересные предложения, что именно еда становится главной целью путешествия, а достопримечательности ее дополняют
В этом году поток желающих попробовать необычные локальные блюда вырос примерно втрое. В другом ресторане-участнике, "Барборисе", в прошлом году продать 150 сетов за все фестивальные дни было хорошим результатом, а в этом году было 70 заказов всего за одни выходные.
Кстати, на днях шеф-повар этого ресторана Андрей Бова принял участие в новом гастрофестивале "Переборщи в Сысерти!". С Рождества до Масленицы каждые субботу и воскресенье на берегу Сысертского пруда варят супы: рассольник, солянку, борщ, грибной, уху (именно ее варил Бова) и менее знакомые - чорбу и шулюм. Стаканчики густого супа стоят от 160 до 250 рублей и расходятся влет: в первые выходные сварили 180 литров, сейчас уже перевалили за 600. За четыре уик-енда приготовили и продали примерно 1200 литров, или около 4000 стаканов супа. Павильон "СУП-станция" расположен на старте велопешеходного маршрута "Сысертская сотня", рядом самый длинный каток на Урале - семь километров льда, расчищенного на акватории пруда. В удачном расположении и правильной концепции (здоровая горячая еда на морозе), видимо, и кроется успех проекта: суп на набережной становится частью планов уральцев на выходные.
"Где мы будем есть?" - этим вопросом туристы задаются еще на этапе планирования любой поездки. В последнее время на Урале появились такие интересные варианты ответов на него, что именно еда становится главной целью путешествия, а достопримечательности ее дополняют.
Гастротур на форелевую ферму, в сыроварню или на пасеку - выбор с каждым годом все шире. Причем во многих локациях кроме обычной экскурсионной программы и дегустации устраивают кулинарные шоу с участием шеф-поваров. Часто в этой роли выступают именно члены сообщества "АУК" - современная и необычная, аутентичная уральская кухня просто создана, чтобы удивлять и влюблять в наш край.
Скажем, на Чусовую до сих пор ездили не за едой, а за красотой: легендарная река, скалы-бойцы, деревни по берегам с церквями и подвесными мостами… Вот и Сергей и Ксения Титовы, вернувшись на малую родину из Москвы, выбрали живописный берег уральской реки как место для жизни.
- Человек рано или поздно начинает стремиться к простым вещам - чистому воздуху, белому снегу, печке на дровах. Мы приобрели дом, чтобы здесь жить, но, когда поняли, что это место пользуется спросом, решили построить туристическую базу, - рассказывает Сергей.
Так вместо дауншифтинга получился симпатичный бизнес - загородный клуб "Ключ-камень" с коттеджами и русскими банями. На территории комплекса - остатки кинодекораций: в этих местах с 80-х годов прошлого века сняли свыше десятка фильмов, последний в 2019 году. В общем, есть где жить, есть что посмотреть. А вот где поесть? В каждом коттедже предусмотрели хорошо оснащенную кухню, но оказалось, что гости не очень-то хотят на отдыхе готовить сами. Логика бизнеса привела к появлению заведения питания.
- Столовую отмели сразу же, потому что мы сами большие гурманы. Появился план построить уютный ресторан домашней кухни, - рассказывает Ксения Титова.
Заведение именуется "Карасик". Здесь подают, конечно, и жареных карасей, но происхождение названия другое: это домашнее прозвище Ксении. Она прошла обучение в школе Аркадия Новикова и стала шеф-поваром собственного ресторана.
- У нас был единственный вариант - русская кухня, потому что нет смысла в глубинке городить что-то азиатское, японское или итальянское. Этого всего много в городе. У нас эксклюзивные блюда. Например, никто не делает сырники из козьего творога, а мы делаем. Летом в выходные у нас достаточно людно. Зимой, конечно, народу значительно меньше, но мы, чтобы загрузить кухню, начали лепить пельмешки из лося и продавать сырники навынос, - рассказывает обаятельная шеф-повар.
С некоторых пор загородный клуб Титовых вместе с рестораном стал одной из точек туристического маршрута "Уральские каникулы на Чусовой", а недавно на территории "Ключ-камня" открыли первый на реке туристско-информационный центр.
- Гастрономический туризм - в чем-то пока экзотичное для Урала, но, как показывает изучение мирового опыта, крайне перспективное направление. Достаточно вспомнить знаменитые на весь мир фестивали еды и напитков, которые собирают миллионы туристов. Такие события играют важную роль в знакомстве туристов с местным колоритом, культурой, традициями и дают дополнительный импульс развитию малого и среднего бизнеса, - отмечает заместитель губернатора Свердловской области Дмитрий Ионин.
По его словам, турпоток в регион в прошлом году превысил два миллиона человек, притом что ставилась цель достичь показателя 1,8 миллиона. Только за новогодние праздники на Среднем Урале побывало 300 тысяч гостей - в полтора раза больше, чем годом ранее. Вряд ли кто-то ехал специально, чтобы сходить в наши рестораны, но они, безусловно, стали приятной частью путешествия.