Словно лист жуешь капустный: на Западе диете на сверчках, тараканах и червях дали зеленый свет
Кризис вынуждает не самых зажиточных европейцев экономить буквально на всем: отоплении, электричестве, бензине. Чем скромнее доходы, тем больший кусок семейного бюджета просто проедается. Зеленый ответ росту цен на мясо есть – есть меньше мяса! Модно и экологично. Чиновники довольны. Обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров оценил тренд. В тарелку к Николь Кидман лучше не заглядывать. Очередной фильм ужасов? Оказывается, реклама вкуснятины – кукурузных червей. Другие знаменитости поддерживают: красавицы и хруст сверчковой булки. Это уже не просто тренд – модный бум! На Западе, конечно, еще не весь ассортимент оценили. Изобилие на рынках Юго-Восточной Азии. Деликатесы кишат, копошатся, извиваются. Приятного аппетита! Теперь и в Германии. Все респектабельно и солидно: выставка, дегустация. У французов – шоколадные конфеты с «изюминкой» – насекомым. 22 евро за коробку – прекрасный подарок к романтическому ужину. «Кто я – пионер или сумасшедший? Время покажет», – отметил повар Сильвен Масквар.
А вот мясо, как выясняется, – гадость, почище заливной рыбы. «Нам необходимо значительно сократить потребление мяса, в идеале до 20 кг в год или меньше», – заявил профессор Центра исследований в области развития при Университете Бонна Матин Каим.
Тему начали раскручивать еще лет пять назад: считать, не сколько корова дает молока, а сколько метана. Оказалось, «надувы» выше надоев на порядок – 300 литров газа в сутки. Умножили на общее буренконаселение Земли – полтора миллиарда – и ужаснулись: выходит, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все машины, поезда, самолеты и корабли вместе взятые! А если учитывать животноводческий сектор целиком: переработку, производство кормов, удобрений и логистику – доля увеличивается вдвое. Так можно и планету «профукать» буквально.
Вот и вспомнили про жуков и гусениц: питательные вещества, микроэлементы. Для разведения насекомых требуется в 500 раз меньше воды и в 10 раз меньше земли, чем для разведения коров, и в четыре раза меньше корма при том же количестве протеина на выходе.
«Возьмем кусок говядины и порцию аппетитных опарышей. Сравним. Говорят, белка в личинках мух в три раза больше. Ну да, пахнут неприятно, но не потому, что протухли, это ж не мясо. Опарыши не только всегда свежие, они живые. Главное, чтобы еда не разбежалась до обеда» – отметил Роман Никифоров.
И вроде бы все в новом рационе рационально: глаза боятся – зубы делают, но вот желудку не прикажешь.
«Должно пройти не менее 10 поколений, чтобы мы свои ферментные системы адаптировали к новому для нас питанию», – сказала диетолог, доктор медицинских наук Маргарита Королева.
В составе многих насекомых – хитин, из него состоит защитная оболочка. Аллерген, плохо переваривается.
«Возникает иммунный конфликт. На непереваренные компоненты иммунная система не сможет не среагировать. Она вырабатывает большое количество антител, отвлекаясь от насущных проблем: вирусов, бактерий», – отметила Королева.
Вопрос безопасности не праздный. С летучими мышами китайские гурманы уже на целую пандемию наэкспериментировали. С насекомыми – все только хуже.
«За такими популяциями трудно следить. У них короткий период жизнедеятельности», – сказал эколог, исполнительный директор НП «Национальный центр эколого-эпидемиологической безопасности» Владислав Жуков.
Так может, и с коровами не все так однозначно? Ведь свой метан они производят не из воздуха, из растений.
«Используя закон сохранения массы, энергии, мы понимаем, что если бы это не съело животное, эти растения самостоятельно, отжив свой жизненный цикл, в процессе гниения, ферментации также бы разложились на компоненты, содержащие углекислый газ в той же массе», – пояснил Владислав Жуков.
И вообще, может быть, человек себя переоценивает?
«Извержение одного вулкана средней величины вносит вклад в объем парниковых газов равносильно воздействию всего антропогенного индустриального периода человечества», – отметил Жуков.
Ученые спорят, европейские фермеры не хотят пускать буренок под нож и устраивают тракторопробеги протеста, а маховик новой индустрии уже раскручивается. Бизнесмены вкладываются в жуков и червей. Вот самая крупная в Европе ферма – французская. Сам Билл Гейтс в теме. А значит, тема денежная! «Мы же пытаемся избежать повышения температуры в дальнейшем. Нам нужно снизить это до нуля», – заявлял Билл Гейтс.
И в России сверчковые фермы появились, одна из них в Новосибирске. «Насекомые содержатся в отдельных инсектариях, каждый из которых способен давать около пяти килограммов биомассы в месяц», – сказал технолог Николай Смоленцев.
Из муки собираются сами делать конечный продукт, продавать небольшими партиями для ценителей. Российские законодатели, в отличие от европейских, не торопятся признавать насекомых продуктами питания.
Зато в западных супермаркетах тараканам и многоножкам – зеленый свет. Вот и Железный человек сломался!
«Эта пудра получена из мучных червей. Такое производство существенно снижает выбросы», – сказал американский актер Роберт Дауни (младший).
«Сначала они скажут вам, что есть насекомых это вовсе не странно. Затем они скажут, что это нормально – есть насекомых, и, наконец, вы расист, если не едите насекомых», – отметил ведущий Fox News Грег Гатфилд.
А что вы хотели? Тренд! Нравится – не нравится, жуй, моя красавица!