В России вырос спрос на фермерское мясо и молоко
Объем онлайн-продаж продуктов питания, произведенных фермерами, до конца 2023 года достигнет 50 миллиардов рублей. Наибольшим спросом в этой категории пользуется готовая еда, но в будущем он сместится в сторону свежего молока, мяса птицы и яиц. Такой прогноз сделали аналитики Россельхозбанка, изучив статистику по рынку продовольствия.
В 2022 году россияне заказали в сети продукты питания на сумму более 600 миллиардов рублей. Это на 40 процентов больше, чем в 2021-м. На долю онлайн-торговли приходится 2,8 процента в объеме розничных продаж продовольствия. По итогам 2023-го доля интернет-торговли увеличится до 3,8 процента - что соответствует обороту в 700 миллиардов рублей. Из них 50 миллиардов придется на фермерскую продукцию.
При расчете были учтены все отечественные маркетплейсы, ведущие торговлю продовольственными товарами, данные Росстата и собственные оценки.
Драйверами роста станут эффект низкой базы, распространение тренда на потребление экологически чистой продукции и правильное питание, а также выход производителей на маркетплейсы. Продажи онлайн позволяют регулировать сбытовую цепь и подстраивать предложение под спрос, минимизируя потери при хранении. Фермеры получают прямой выход на покупателя, экономию на использовании складов, логистике и маркетинге.
- Стремясь расширить клиентскую аудиторию за счет неуклонно растущего спроса на качественное и быстрое обслуживание, производители и маркетплейсы модернизируют логистические схемы, делая доставку не только удобной, но и экологичной. В России в последние пять лет активно развивается доставка с нулевым углеродным следом (велосипеды и пешие курьеры). Компенсирует негативное воздействие на окружающую среду и доставка в пункты самовыдачи. Две трети заказов, сделанных на маркетплейсах, покупатели предпочитают забирать самостоятельно, - отметила руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.
По мнению аналитиков банка, к 2025 году на российских маркетплейсах в категориях "эко", "зеленая" или "органическая" примерно 30 процентов продукции будет фермерской.
Сегодня в интернете лучше всего продаются фермерские продукты ready-to-eat: по 20 процентов в общем объеме приходится на "молочку" и сыры, 15 - на колбасы, популярны также соленья, варенье, мед и алкоголь. По мере роста рынка онлайн-спрос будет смещаться в сторону необработанных продуктов: молока, свежего мяса птицы и яиц, полагают эксперты.
Количество КФХ и ИП в России за последние пять лет сократилось на 29,5 процента (с 175 тысяч в 2016 году до 123 тысяч в 2021-м) из-за тренда на укрупнение бизнеса. Однако доля их продукции в структуре сельхозпроизводства за аналогичный период - с 2017 по 2022 год - увеличилась с 12,5 до 15,4 процента. В банке ожидают, что к 2025 году объем их продукции вырастет более чем в полтора раза.