Войти в почту

Китай стал крупнейшим покупателем российских продовольственных продуктов

В 2022 году российский агроэкспорт в Китай вырос на 44% в денежном выражении и на 36% в физическом. Таким образом, КНР вернула позицию крупнейшего покупателя российских сельскохозяйственных и продовольственных товаров, утерянную в 2021 году, сообщили в федеральном центре "Агроэкспорт" при Минсельхозе.

Китай стал крупнейшим покупателем российских продовольственных продуктов
© Российская Газета

В частности, Китай - покупатель номер один таких российских товаров, как рапсовое масло, мясо птицы, говядина, соя, овес, семена льна. Кроме того, страна вышла на первое место среди покупателей российского меда и льняного масла.

По предварительным данным ФТС, в 2022 году российский экспорт рапсового масла в Китай увеличился в два раза в физическом выражении, а в денежном - в 2,4 раза. Почти 70% всего российского рапсового масла уехало в КНР. Генеральный директор ассоциации "Росрапс" Сергей Тучин связывает такой рост увеличением объемов производства рапса в 2022 году - с 2,7 млн тонн в 2021 году до 4,5 млн тонн в 2022 году.

Также в 2022 году значительно выросли отгрузки из России в Китай рыбы и морепродуктов - всего мы поставили более 500 тыс. тонн. Так, экспорт мороженой рыбы увеличился на 46%, ракообразных - на 30%.

В Росрыболовстве объясняют это растущим интересом со стороны КНР к российской продукции, снятием ковидных ограничений и перенаправлением высвободившихся объемов экспорта в связи на фоне санкций недружественных стран.

На экспорте сои в Китай Россия заработала на 55% больше, чем в 2021 году, хотя в натуральном объеме поставки остались на уровне 2021 года. А продажи растительного шрота и жмыха в 2022 году выросли в физическом выражении в 16 раз, а в стоимостном - в 7,7 раза.

Мяса птицы в КНР в прошлом году поставлено 139 тыс. тонн - на 11% больше объема 2021 года. В денежном выражении рост показателя составил 53%. Сейчас 40% российского мяса птицы отправляется в Китай.

Помимо снятия ковидных ограничений со стороны Китая, сказалось увеличение объемов производства в России, поясняет генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов.

По оценке "Агроэкспорта", среди наиболее перспективных категорий расширения экспорта в Китай - рыба и морепродукты, зерновые культуры, мясная продукция и растительные масла.

Так, в экспорте рыбной продукции стоит уходить от сырьевой направленности и увеличении стоимости экспорта за счет поставок продукции глубокой переработки, считают в Росрыболовстве. Росту поставок будет способствовать в том числе переход на "цифру" - Росрыболовство вместе с китайскими импортерами развивает цифровую экосистему, чтобы в цифровом виде оформлять разрешительные сертификаты на вывоз рыбы и рыбной продукции.

Также есть возможность увеличивать продажи в Китай основных видов растительных масел, в том числе рапсового. Экспортный потенциал продуктов переработки рапса в Китай огромный, уверен Сергей Тучин. "Но расширение возможностей экспорта напрямую зависит от роста производства рапса в Сибирском федеральном округе и активного включения рапса в севооборот на Дальнем Востоке, где традиционно существенную долю занимают соевые бобы", - отмечает он.

Рост поставок ожидается и в сегменте мяса птицы. "Этому будут способствовать несколько факторов. Во-первых, отход руководства Китая от политики zero tolerance, восстановление ритмичности работы портов и в целом логистических цепочек. Во-вторых, мы видим продолжающееся снижение стоимости морских перевозок. Помимо этого, возможно некоторое снижение поставок из США, занимающих второе место по поставкам в КНР, на фоне ужесточения взаимной риторики", - оценивает Сергей Лахтюхов.