Войти в почту

Столетний юбилей гражданской авиации отмечаем заоблачным меню советской эпохи

9 февраля 1923 года Совет труда и обороны СССР принял постановление "Об организации Совета по гражданской авиации", а в июле того же года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва - Нижний Новгород протяженностью 420 километров. Так родилась отечественная гражданская авиация.

Столетний юбилей гражданской авиации отмечаем заоблачным меню советской эпохи
© Российская Газета

К ее столетнему юбилею "Кухня" предлагает вспомнить заоблачные меню советской эпохи.

обролет" приглашает в полет! Гидросамолет Ю-13 на маршруте Иркутск - Якутск. 1926 год.

От "Добролета" до "Аэрофлота"

17 марта 1923 года было создано Российское акционерное общество добровольного воздушного флота "Добролет". Его главной целью стала организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых линий и развитие советской авиационной промышленности. Идея создания "Добролета", говорят, принадлежала Льву Троцкому, в то время наркому по военным и морским делам.

Именно "Добролет" открыл первую регулярную почтово-пассажирскую авиалинию Москва - Нижний Новгород.

Но бортовое питание в СССР появилось только после 1932 года, когда "Добролет" трансформировался в "Аэрофлот".

В самолете-гиганте "Максим Горький" нашлось место и кафе.

В легендарном самолете-гиганте "Максим Горький" был оборудован уютный бар, где помимо бутербродов и фруктов всегда была горячая еда в термосах. Затем какое-то время "Аэрофлот" предоставлял пассажирам питание на земле. Преодолеть большое расстояние без пересадок тогда еще было невозможно. И людей авиакомпания кормила как раз во время таких пересадок.

В январе 1935 года известный летчик Александр Евгеньевич Голованов (будущий Главный маршал авиации) получил пост начальника Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (Иркутск). Первым делом Голованов посетил простую избу, где в то время кормили авиапассажиров, и, возмущенный низким качеством приготовленных блюд, незамедлительно уволил вороватого повара. С той поры замечаний на качество блюд не поступало.

Пассажиры еще в полете могли выбрать меню предстоящего обеда или ужина, исходя из имевшегося на борту прейскуранта, и сообщить свой выбор экипажу. После чего бортрадист связывался с радиостанцией аэропорта и передавал заказ. А на земле воздушных путешественников уже ждали готовые блюда.

Ну а началась настоящая история бортового питания с жареной курицы. Именно это нехитрое блюдо, заранее приготовленное и разогретое в духовом шкафу, предлагали авиакомпании в 1930-е. К тому времени самолеты стали надежнее, летали выше, дальше, и появилась возможность установки на борту оборудования для разогрева готовой пищи.

Чемодан "буфетчицы" Эльзы

В 1936 году на воздушной линии Москва - Баку был проведен эксперимент. Летчики сами, по собственной инициативе, перед вылетом купили продукты и напитки за свой счет. Был устроен импровизированный буфет: шкафчик со скромным угощением, которое пассажиры брали сами, а деньги за еду нужно было складывать в стоявшую здесь же копилку. Эксперимент оказался настолько удачным, что такую схему начали использовать многие другие экипажи.

Эльза Городецкая - первая бортпроводница "Аэрофлота".

А через пару лет в рейс Москва-Ашхабад отправилась юная москвичка Эльза Городецкая - первая бортпроводница "Аэрофлота". Правда, такой штатной должности еще не существовало, поэтому она официально числилась "буфетчицей". Позже Эльза вспоминала о том, как в то время было устроено бортпитание:

"Берешь большущий чемодан... Кладешь туда вилки, стаканы, тарелки, продукты, которые купила под отчет в аэропортовском ресторане, ну и разную прочую мелочь, и тащишь все - килограммов сорок - в самолет. Приходишь часа за два до вылета... Потом готовишь бутерброды, закуски, а там и посадка начинается".

Ту-104 - самый вкусный самолет! Фото: РИА Новости

В 1956 году начал полеты первый советский реактивный самолет Ту-104, на борту которого был полноценный сервис, в том числе горячие обеды. В 1961 году появился новый межконтинентальный лайнер Ту-114 с кухней на нижней палубе, модернизированными буфетами и рестораном на верхней (пассажирской) палубе. Он стал флагманом советской гражданской авиации и первым в мире двухпалубным аэробусом. На борт лайнер мог взять до 170 пассажиров. Именно на нем полетел в США Никита Хрущев, когда в 1959 году его пригласил президент Эйзенхауэр.

Обед на борту Ту-114. 1960-е годы.

Крылатый гигант за океаном произвел невероятный фурор. У американцев даже не нашлось подходящего по высоте трапа. Хрущев спускался с борта по лестнице пожарной машины.

Икра черная, булка белая

До конца 1970-х практически все авиакомпании мира стремились максимально разнообразить бортовое питание пассажиров. В меню "Аэрофлота" были: курица, индейка, отварное мясо, гарнир, свежие овощи, хлеб, сыр, колбаса, масло, апельсины, яблоки, печенье, лимонад, чай, кофе, красная и черная икра. Причем последняя стала настоящей визитной карточкой советского самолетного рациона того периода.

На кухне Ту-114. Фото: РИА Новости

Не прошел мимо этой темы Владимир Высоцкий:

В ожиданьи уставший народ,Успокойся и землю не рой,Вас в компании "Аэрофлот"Всех накормят зернистой икрой!

А сценарист и драматург Эмиль Брагинский в своей книге "Солнце в декабре" (1969) рассказал о том, как в ожидании черной икры незаметно пролетает самый долгий рейс:

"Мы вылетели в Индию прекрасным самолетом "Ил-62" <...> Разница во времени между Москвой и Дели - два с половиной часа... Я перевел стрелку на два с половиной часа вперед и стал ожидать черной икры. Я не знаю, как это назвать - ужин или первый завтрак, - но икра была. Если хотите поесть зернистой икры отменного качества, поднимайтесь на самолете компании "Аэрофлот" на высоту 8 или 9 тысяч метров. Вам подадут <...> Я проснулся, когда второй раз кормили икрой..."

Но, кстати, в 1950-60-е, когда еще не было разделения на эконом- и бизнес-класс, всех советских пассажиров кормили одинаково.

МЕНЮ "ВЗЛЁТНОЕ"

Салат с ветчиной и зеленым горошкомКурица с рисом "а-ля Аэрофлот"Кофе с черным перцем

Знаете, почему иногда нам кажется, что в самолете кормят пресно? Из-за пониженного атмосферного давления и сухости воздуха вкус притупляется. Поэтому компании щедро добавляют в бортовое питание всевозможные соусы и приправы к блюдам.

Но мы предлагаем приготовить традиционные авиационные блюда, которые будут вкусными и на земле.

Салат с ветчиной и зеленым горошком

Эту популярную закуску в различных вариациях часто подают на борту.

Ингредиенты: яйца - 4 шт., свежие огурцы - 2-3 шт., ветчина или вареная колбаса - 250-300 г, консервированный горошек - 200 г, соль, перец черный молотый, майонез, листовой салат - по вкусу.

Рецепт: яйца отварить вкрутую в течение 10 минут. Остудить и очистить. Нарезать яйца, огурцы и ветчину соломкой. Добавить зеленый горошек. Посолить, поперчить, заправить майонезом и перемешать. Перед подачей выложить на тарелку с листьями салата.

Курица с рисом "а-ля Аэрофлот"

До сих это одно из коронных блюд на рейсах многих авиакомпаний.

Мы сделаем курицу с рисом просто на сковородке. Но можно сделать в духовке, в небольших формочках, чтобы напоминало подачу в касалетках. Касалетка - профессиональное слово бортпроводников, обозначающее ту самую коробочку из фольги, в которой приносят горячее.

Ингредиенты: курица (любые части) - примерно 500 г, белый рис - 400 г, растительное масло - 2-3 ст. л., черный молотый перец, соль - по вкусу.

Рецепт: использовать можно любые части курицы, главное - размер кусков. Он не должен быть слишком большим или слишком маленьким. Идеально - 100-150 г. В хорошо разогретой сковородке на сильном огне в течение 3-5 минут обжарить куски курицы в растительном масле. Должна получиться аппетитная корочка. Убавить огонь и оставить курицу на медленном огне еще 10-15 минут. За это время пару раз переворачивать куски. Добавить сырой рис и слегка его обжарить в образовавшейся в сковородке жидкости. При этом курицу убирать не надо. Затем влить примерно пол-литра горячей воды, добавить соль и перец по вкусу. Много специй добавлять не стоит. В "аэрофлотовской" курице 80-90-х годов их не было вовсе. Довести рис до кипения, убавить огонь до минимума, закрыть крышку и оставить сковороду на 15-25 минут (в зависимости от выбранного сорта риса). Рис не мешать!

Кофе с черным перцем

Пассажирам во времена СССР нравился "аэрофлотовский" кофе. Но не все знают почему. А все дело в секретном ингредиенте: чтобы кофе не казался жидким, в него добавляли молотый черный перец.

Ингредиенты: молотый кофе - 3 ч. л. с горкой, черный молотый перец - 1,5 г, душистый перец - 1 щепотка; вода - 200 мл; сахар - по вкусу.

Рецепт: слегка прогреть турку на огне. Добавить кофе и перец, перемешать, встряхивая турку. Влить воду, нагревать до появления пенки, затем снять с огня. Добавить душистый перец. Снова нагреть до появления пены. Снять турку с огня, слегка постучать по ней ложкой, чтобы взвесь быстрее осела на дно. Дать кофе настояться 2-3 минуты, затем разлить в чашки и добавить сахар по вкусу.