Войти в почту

Останемся без сметаны?

В молочной промышленности не хватает закваски. А это значит, что под удар попадает производство сметаны, кефира, йогуртов и даже сыра.

Останемся без сметаны?
© Мир новостей

«Сегодня серьезную проблему для молочной отрасли создает зависимость от импортных ферментов. Потребители, наверное, даже не до конца понимают, что если вдруг Европа введет санкции на молочные закваски, то сметаны у нас в России не будет. Мы будем не в состоянии ее произвести, потому что зависимость здесь тотальная. Я считаю, что это проблема стратегического уровня», - сообщил основатель сельскохозяйственного холдинга «АгриВолга» Сергей Бачин.

Речь идет о биозаквасках, которые необходимы для производства кисломолочной продукции и сыроделия. По словам Бачина, 90% российского рынка — это импортные закваски, так как в стране отсутствуют фабрики для их производства. «Есть экспериментальная биофабрика в Угличе и маленькие лаборатории, которые пытаются что-то сделать. Но они покрывают не больше 10%, а реально даже меньше от всего объема заквасок, которые требуются», - заявил эксперт.

ЗАГРАНИЦА НЕ ПОМОЖЕТ?

До сих пор считалось, что соседняя Белоруссия не даст пропасть россиянам в случае критической ситуации и обеспечит нас молочной и мясной продукцией. Но и здесь вышла неувязочка: в октябре прошлого года Белоруссия ввела ограничения на поставку продовольственной продукции в Россию. Минсельхоз рес­публики объясняет приостановку необходимостью насыщения внутреннего рынка. Известно, что 70% белорусской молочки отправляется за рубеж. В итоге в самой республике цены заметно устремились вверх.

Эксперты утверждают, что пока ситуация на российском рынке не скажется, но чего ожидать в будущем - неизвестно. «Белоруссия ограничила поставки только с семи предприятий, поэтому мера не окажет существенного воздействия на рынок в крат­косрочной перспективе. По молоку Россия существенным образом зависит от поставок белорусского сухого молока и сыра - на 30%. Ограничение поставок сгущенного молока с Рогачевского комбината скажется на рынке, потому что из Белоруссии поставляется 22% от потребности российского рынка и белорусская сгущенка популярна. Если запрет продлится или список предприятий, продукция которых запрещена к ввозу, расширится, тогда можно говорить о серьезном влиянии на российский рынок», - заявила гендиректор консалтингового агентства Марина Петрова.

НУЖНЫ СВОИ БИОФАБРИКИ!

Между тем Минсельхоз уверяет, что все в порядке, мол, панику разводить не надо. «Российские предприятия сформировали достаточные запасы сырья и компонентов для производства бактериальных заквасок, поставки ингредиентов в Россию продолжаются», - сообщили в ведомстве. А если они прекратятся? Значит, тотальная зависимость от импорта в сфере биозаквасок все-таки есть?

Сейчас самое время решать насущные проблемы страны и закупить хоть пару заводиков в дружественных странах вместе с сырьем и технологиями производства биозаквасок.

Правда, в Минсельхозе сообщили и хорошие новости. Так, в России недавно начали реализовывать крупные инвестпроекты по созданию высокотехнологичных производств бактериальных заквасок. В конце 2022 года началось строительство биофабрики в Ярославской области мощностью 160 тонн продукции в год. Еще одну фабрику по производству биозаквасок собираются построить в Московской области.

Нина Белова,

Наталья Владимирова.

Фото: LEGION-MEDIA