Килограммы вместо литров: в чем подвох?
По данным аналитиков рынка, в последние годы российские производители постоянно сокращают количество содержимого в упаковках. Кто-то - на 7%, а кто-то - на все 20%. В результате отдельные продукты при прежней цене усыхают в размерах. Молоко и кисломолочка, например, продаются не традиционным одним литром, а по 920-985 мл, производители бакалейных товаров часто фасуют в пакеты не привычный килограмм крупы, а 900 г, 10-20% потеряли в весе многие плитки шоколада.
Еще несколько лет назад на такой сдвиг в маркировке обращали внимание 17% россиян, сегодня такой маркетинг выводит из покупательского равновесия уже половину потребителей. Все, конечно, понимают и закрывают глаза на «мягкий» обман. У него даже есть свой термин - шринкфляция, то есть уменьшение объема товара при сохранении цены. Россияне впервые узнали об этом явлении после того, как в магазинах вдруг начали появляться упаковки с девятью яйцами вместо десяти.
И вот теперь нам представляют новую иллюзию - указание на упаковке веса продукта вместо его объема. Смысл такой стратегии предприятий - сохранить клиентов: оставить цены без изменения, но слегка «не довложить» продукт. Покупатель увидит цифру 1 на упаковке и не обратит внимания на то, что за ней стоит не «л», а «кг». Немногие станут вникать в разницу букв, а она есть. Килограмм молока — это не литр молока, потому что плотность вещества — это не его объем. Нравится кому-то или нет, но 1 кг молока — это 970 мл молока. Законы физики никто пока не отменял.
Сдвиг в маркировке эксперты называют вынужденной уловкой молокоперерабатывающих заводов. Так производители стараются избежать резкого повышения цен в условиях подорожания сырья. Цены на сырое молоко в прошлом году выросли: по данным Росстата, средняя цена реализации у сельхозпроизводителей поднялась на 20,1% относительно уровня 2021 года. Плюс ко всему, поясняют в Союзмолоке, себестоимость производства молока в 2022 году выросла на 7-8% относительно предыдущего года. Производство молочки подорожало, но если резко поднять на нее цены, потребитель этого не поймет. Разливая же молочные продукты в стандартную упаковку и указывая вес 1 кг, предприятия расходуют примерно на 3% меньше продукта. При больших объемах такой недолив принесет существенную экономию. В общем, в нынешних условиях каждый выживает как может, но осознание того, что нас, потребителей, пытаются ненавязчиво надурить, все равно никуда не исчезает.
Председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин предлагает использовать прозрачный европейский метод указания стоимости продукта в зависимости от его типа в пересчете на килограмм или литр. Для покупателей такой ценник был бы более понятным и не вводил бы в заблуждение.
Елена Казанцева.
Фото: Социальные сети.