Горизонты для осетровых. Как разводят стерлядь в Балтайском районе
Дорога к алайскому рыбопитомнику идет по снегу сквозь сосновый лес. На первый взгляд – это край географии. На многие километры вокруг – ни души. О селе, которое когда-то было тут, напоминают только остовы старых деревенских домов. А за селом теперь целый каскад прудов и закрытый питомник для выращивания стерляди.
Из сотрудников – только мужики, и даже местного кота-крысолова зовут по-дружески – Эдик. Нас встречает замдиректора ООО «Горизонты» Олег Юдин.
У него в кабинете на маркерной доске расписан подробный график организации раннего нереста стерляди. 25 февраля – день первого отбора икры у самок. Поэтому в хозяйстве, несмотря на всеобщий выходной, довольно много сотрудников. Помочь самке стерляди отдать икру – с таким в одиночку не справишься.
Ранний нерест стерляди в «Горизонтах» проводят уже второй год подряд.
– В природных условиях нерест обычно проходит в первых числах мая, когда вода в водоёмах достигает нужной температуры, – объясняет Юдин. – Малёк, полученный в естественной среде, к настоящему моменту обычно набирает 60-80 граммов. Наша прошлогодняя рыба, она содержится в установке замкнутого водоснабжения (УЗВ), уже имеет средний вес 100-110 граммов, а некоторые особи приближаются по весу к 600 граммам. Такой эффект даёт ранний нерест плюс УЗВ.
В природе стерлядь активно питается и растёт летом, когда вода тёплая. На зимовку рыба встаёт в яму и в состоянии анабиоза дожидается следующего лета. В естественной среде товарный вес в 700 грамм набирает за три-четыре года. В условиях рыбопитомника уже через год-полтора стерлядь нагуливает свой килограмм.
– Искусственное выращивание – процесс сложный и затратный, – объясняет Юдин. – Необходимо выдерживать режим питания, температурный режим, насыщение воды кислородом. Раньше таким только институты занимались. И сейчас в Саратовской области это делают только два хозяйства. Одно из них – наше.
Этапы большого пути
В лаборатории заведующий инкубационным цехом Радий Пелагейчев готовит для стерлядок специальную инъекцию: в ступке в мелкую крошку перетирает препарат Раунатин, перемешивая его с концентрированным сульфагоном. Один кубик этой смеси стимулирует у рыб процесс подготовки к метанию икры. Вторую, разрешающую, инъекцию Пелагейчев сделает еще через 12 часов. Через небольшое время после второй инъекции самки начнут сорить икру, а, значит, придет пора её забирать.
– Ранний нерест сопряжён с определенными трудностями, – объясняет Пелагейчев. – В течение месяца мы по полградуса поднимаем температуру воды. Резкий подъем температуры на два-три градуса может стрессировать рыбу. Всё-таки в естественных условиях так быстро водоемы не прогреваются, только на отмелях. Но стерлядь – рыба донная, на мель выходит редко. УЗВ позволяет прогревать воду плавно. К осени рыба раннего нереста подойдет более крупная, более жизнестойкая. Она и растёт быстрее, и зимует легче.
Когда все семь шприцев готовы, Радий Пелагейчев надевает огромный оранжевый прорезиненный фартук и ведёт нас за собой в цех УЗВ.
Восемь рыбок уже готовы к тому, чтобы начать отдавать икру – вторую инъекцию им сделали аккурат перед нашим приездом. Ещё семь плавают в отдельном лотке. Помощники завцехом достают стерлядок по одной и Пелагейчев, подняв очки на лоб, аккуратно вводит препарат каждой рыбке в спинную мышцу, а потом нежно массирует пальцем место укола. Чтобы лекарство хорошо разошлось и не вытекло наружу.
Одна из стерлядок, готовых к нересту, уже начала сорить икру. У неё в лотке плавает множество маленьких черных икринок. Однако прежде, чем добывать икру, надо подготовить молоки.
Самцам повезло больше, чем самочкам – им для стимуляции делают всего одну инъекцию. И плавают они не в лотках, а в огромном чане. Откуда мужики в оранжевых фартуках вылавливают их сачком. Каждого самца Радий внимательно изучает – готов, не готов.
Перед забором семенного материала самцу насухо протирают брюшко тканевыми салфетками.
– При попадании в воду, сперматозоиды сразу же активируются, – объясняет тонкости процесса Пелагейчев. А нам важно, чтобы материала хватило на несколько осеменений.
Из первого же самца сотрудники рыбопитомника добывают две банки семенной жидкости.
– Какой продуктивный самец! – хвалит стерлядку Пелагейчев. – Его бы одного хватило!
Но молоки нужны минимум от трех самцов. Это повышает как шансы на более качественное оплодотворение икры, на более качественное потомство.
Самку, которая первой встала на нерест, работники укладывают на специальный стол, рыльце стерляди помещают в специальный мешочек, чтобы она не крутилась. Точно так же насухо протирают ей брюшко. Слегка расширяют пинцетом выводящий канал и аккуратно подрезают скальпелем яйцеводы.
– Операция совершенно безопасна, – объясняет Пелагейчев, поглаживая стерляди брюшко. – У нас не было ни одного случая гибели самки от такой операции.
Из выводящего отверстия в миску нержавеющей стали черной плотной струёй выходит икра.
– Эта икра хорошего инкубационного качества, однородная по цвету, – продолжает объяснять Радий, массируя рыбе брюшко. – Икра обычно занимает 17-20 процентов веса самки. В одном килограмме стерляжьей икры от 80 до 120 тысяч икринок. На выходе из этого килограмма получится 35-45 тысяч мальков.
Первая самочка дала 360 грамм икры. В планах на сегодняшний день взять 2,5 килограмма – именно на такой объем инкубационного материала стерляди рассчитаны мощности рыбопитомника.
Следующий этап – оплодотворение. Молоки самцом смешиваются с икрой, затем, чтобы активировать процесс, в полученную смесь добавляется вода. Икра тщательно перемешивается. Затем вода сливается, и икра обрабатывается специальным раствором.
– Икра стерляди очень клейкая, – объясняет Пелагейчев. – В естественной среде это необходимое качество. Чтобы икринка могла прикрепиться к коряге, траве, водорослям. Нам эта клейкость не нужна.
Все вещества, которые в процессе инкубации используются в хозяйстве, абсолютно безопасны. Многие препараты хозяйство приобретает в Астрахани, у поставщиков, которые обучали несколько лет назад сотрудников ООО «Горизонты» разведению осетровых рыб.
Затем икра загружается в аппараты Вейса – это огромные стеклянные колбы, похожие на перевернутые бутылки. Там она постоянно барбатируется, то есть перемешивается. И созревает. Сейчас загружена только одна колба. До конца дня они заполнятся все.
– Часов через 12 икринки поменяют цвет, – рассказывает Пелагейчев. – Если в этот момент положить икринку под микроскоп, можно будет увидеть процесс деления клеток сначала на две, потом на четыре. Потом начнется формирование зародыша. Он уже будет похож на рыбку. В микроскоп будет видно, как эта рыбка бьет хвостиком, как бьется у нее сердце и пульсирует кровь. Интересная картинка, конечно.
От оплодотворения до малька, переходящего на внешнее питание, обычно проходит 11 дней. Сначала из икринки появится предличинка – та же икринка, только с хвостиком и рыльцем, затем личинка сбросит оболочку и какие-то время будет питаться за счёт желточного мешка. В это время с током воды её выносит из аппарата Вейса в питомник для мальков. Когда питательные вещества в желточном мешке закончатся, начнётся роение. Мальки стерляди начнут активно искать пищу. И для дежурных сотрудников настанет беспокойное время.
Если взрослую рыбу кормят семь раз в сутки – раз в три часа с перерывом на ночной сон – и готовыми сухими кормами, то мелочь питается раз в час и корм у неё живой.
– В качестве живого корма у нас рачки артемий, – объясняет Пелагейчев. – Такие рачки обычно водятся в соленых озерах. Мы покупаем цисту, то есть, яйца. И здесь уже в соленой воде его выводим. Рачки вылупляются в течение суток. Ими кормим молодь. Процесс у нас отлажен.
Из-за санкций хозяйство в прошлом году столкнулось с отсутствием привычных кормов французских и датских производителей. Сейчас «Горизонты» закупают для стерляди сухой немецкий корм. Для крупной рыбы хозяйство использует собственные корма, благо, производство позволяет делать их самостоятельно. К сожалению, для молоди в России кормов не делают вообще, так что приходится выкручиваться. Но для малька стерляди корма используют самые лучшие.
Какой гибрид лучше?
В 2015–2016 годах хозяйство закупило маточное поголовье белуги. Маточное поголовье – 20 штук – живёт в отдельном пруду, где сейчас и зимует. Эта рыба из семейства осетровых. Самые крупные пойманные экземпляры, известные науке, весили до 1,5 тонн. В дикой природе белуга обитает в морях, а в реки заходит только на нерест. Эта рыба начинает метать икру в возрасте 17-19 лет (а живет до 100 лет). У неё довольно длинный инкубационный цикл – белуга дает потомство раз в 10-15 лет. В отличие от стерляди, которая нерестится каждый год. Прелесть в том, что белугу можно скрещивать со стерлядью, получаются прекрасные гибриды – стербел (если мама – стерлядь) и бестер (если мама – белуга). И те, и другие в рыбопитомнике имеются.
Гибриды отличаются высокой скоростью роста – они растут в 2,5 раза быстрее белуги, и физиологически раньше приходят к нересту. Например, гибриды дают икру хорошего качества уже на пятый-шестой год жизни. И если стерляжья икра считается статусом ниже, то икра гибрида по своим вкусовым качествам приравнивается к осетровой.
Первым гибридом в хозяйстве был бестер – в 2021-м году самка белуги дала икру. И её скрестили с самцом стерляди. Между прочим, первый такой гибрид был выведен именно в Саратовской области ещё до революции. В прошлом году два самца белуги оказались с молоками. Так появились мальки стербела. Сейчас и те, и другие живут в огромных бассейнах зимовала, где поддерживается естественная температура воды – до +4 градусов.
В зимовале содержится также и товарная стерлядь – рыба от 700 грамм и больше. Тут же живут годовички и двухлетка. Здесь же живет и малек стерляди, которую вывели ранним нерестом 5 марта прошлого года.
– Этого малька мы планируем продать этой весной, – объясняет Олег Юдин. – Его здесь тонна.
В четырех бассейнах зимовало несколько тонн разнообразных осетровых. Перед вторым нерестом здесь будет большая сортировка. Вся сортировка – через руки. Каждую рыбку будут смотреть на УЗИ-аппарате, определять её или на продажу, или на разведение.
Сейчас икру стерляди, а в будущем и икру гибридов в хозяйстве используют не только для инкубации, но и для пищевых целей.
Рыбоводство, особенно разведение осетровой рыбы, сейчас переживает непростые времена. Спрос на дорогую рыбу падает; чтобы получить качественные зарубежные корма, приходится изворачиваться. Но если делом занимаются по-настоящему увлеченные люди, а здесь работают именно такие, то все эти трудности становятся преодолимы.