В России стали пить больше кваса
На внутреннем рынке прохладительных напитков наметился тренд роста потребления традиционного российского напитка — кваса.
Аналитики подсчитали, что в 2017 году россиянин в среднем выпивал 3,6 л кваса в год, а в 2022 году — уже 5,6 л. Таким образом, потребление выросло в 1,5 раза. Тенденция будет укрепляться за счёт популяризации здорового образа жизни, и квас будет постепенно отвоёвывать рынок у сладких газированных напитков, считают эксперты. По прогнозу, по итогам 2023 года потребление кваса может превысить 6 л на человека.
Производство кваса выросло с 56,2 тыс. дал в 2017 году до 87,3 тыс. дал в 2022 году. Если посмотреть на график потребления кваса в России, то обращает на себя внимание 2018 год — 5,3 л на душу населения. По мнению Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, такой пик связан с особенно жарким летом того года: квас традиционно считается одним из главных «лекарств от перегрева». Дополнительным фактором стал приезд, по данным Ростуризма, 3,4 млн иностранных болельщиков, прибывших в Россию на чемпионат мира по футболу: почему бы не попробовать местную прохладительную экзотику?
В 2020 и 2021 гг. лето также было жарким, однако во многих отраслях уже была внедрена антиковидная модель дистанционной работы. Она защитила переведённых на «удалёнку» сотрудников от воздействия жары в транспорте и на улице и тем самым частично снизила спрос на прохладительные напитки.
В 2022 году сильным драйвером потребления кваса стало освобождение рынка от привычных иностранных брендов сладких газированных напитков. В итоге на каждого россиянина пришлось 5,6 л кваса — это рекорд за рассматриваемый период.
Квас — не кола
С маркетинговой точки зрения, основным конкурентом кваса выступают сладкие шипучие напитки. И квас, и различные виды колы позиционируются как безалкогольный прохладительный напиток. Пики потребления и кваса, и газировки приходятся на весну и лето. Однако сейчас, по мнению Центра отраслевой экспертизы, на выбор продуктов всё больше влияет здоровый образ жизни.
Так, по данным Министерства спорта, с 2016 по 2022 гг. почти на 40% увеличилось количество жителей страны, систематически занимающихся физической культурой и спортом. В регулярные занятия физической культурой и спортом вовлечено 49,4% граждан России, то есть половина населения страны.
Такой тренд на ЗОЖ подкрепляет предположение, что всё больше людей уделяют внимание тому, что они едят и пьют.
Если сравнить состав кваса и сладкой газировки, то обращает на себя внимание, что в квасе содержатся витамины группы В, органические кислоты, некоторое количество аминокислот, он в определённой степени полезен для пищеварения.
Где делают квас
Производство кваса в России сосредоточено в регионах, где произрастают зерновые — неотъемлемое сырье для производства напитка. На Приволжский федеральный округ приходится порядка 45% производства, на Центральный — 30%, на третьем месте Сибирский с долей 12%. На Южный, Уральский, Северо-Западный, Дальневосточный и Северо-Кавказский округа совокупно приходится около четверти производства в стране.
Экспорт и итоги
В 2022 году Россия экспортировала порядка 40,4 тыс. дал кваса. Главные потребители — Китай, Казахстан, а также страны Ближнего Востока. Если в случае Казахстана драйвер — схожие пищевые кулинарные привычки, то в Китае сильна привычка населения пробовать новые вкусы. Российское продовольствие в Поднебесной популярно, причем это касается и продуктов, употребляемых не столько для пропитания, сколько для вкуса: мороженое, шоколад, пиво, а также и российские сладкие газированные напитки. Квас входит в этот ряд. В страны Запада квас экспортировался, однако в небольших объёмах.
На внутреннем рынке квас ещё заметно отстаёт от других безалкогольных напитков, в первую очередь газировки, по потреблению: на 1 л кваса приходилось 6,4 л прочих безалкогольных напитков в 2020 году, 5,8 л в 2021 году, 4,8 л в 2022 году. Однако сама тенденция сокращения отставания, подкреплённая ростом производства в ответ на спрос, говорит в пользу хороших рыночных перспектив кваса в России и на ряде экспортных направлений.
Таким образом, если рынок безалкогольных напитков на Западе до сих пор неизменно характеризуется произведением Энди Уорхола «Три бутылки Кока-Колы», то в России всё живее краски полотна «Мальчик, продающий квас» Владимира Маковского.
Фото: свободные интернет-источники
Пушистые туфли: необычный образ от Екатерины Варнавы