«Магазинное молоко кошки не едят»: зачем нужна корова, рассказали сельчанки из Новосибирской области
Жительница села Здвинск Марина Иванова (имя изменено по просьбе героини – прим. ред.) ведет свое личное подсобное хозяйство с 1993 года. Бывали периоды, когда в силу обстоятельств семья отказывалась от коровы. «Я выдерживала всего одну неделю», – признается наша собеседница.
Летом буренка Ивановых дает по 18 литров в день. Из молока Марина готовит масло, творог, сметану. Излишки продает односельчанам. Спрос на молоко очень большой.
«Таких, как я, остались у нас в райцентре единицы, всего человек 5, – отмечает хозяйка. – Притом что я держу одну корову, кто-то 3-4 коровы, кто-то только овец гоняет на пастбище. В семье, где четыре коровы, хозяйка как правило неработающая».
На переработку молока уходит много времени. Но отказаться от своего занятия Марина не может.
«В советские годы почти в каждом дворе села была своя корова, – рассуждает наша героиня. – Потом стали жить получше, женщины, наверное, решили позволить себе отдохнуть. Я не смогла этого сделать,
для меня это философия жизни, определенная дисциплина, режим дня. Мне этот ритм нравится. Без коровы как без рук».
Многие постоянные клиенты покупают у Марины молоко десятилетиями. Литр самого дешевого молока стоит 50 рублей, 0,5 литра сметаны – 140 рублей, килограмм творога – 160 рублей. Хозяйка говорит, что ее цены очень демократичные, а жирность продукции высокая – около 7%.
«У меня магазинное молоко кошки не едят принципиально. Однажды я на этом молоке испекла блины, они у меня были резиновые», – рассказывает женщина.
Затраты на ведение подсобного хозяйства у Ивановых небольшие. Большую помощь в этом деле Марине оказывает ее супруг. Для него это основная занятость.
Соцконтракт спасет села?
Все меньше желающих вести домашнее хозяйство и в Кыштовском районе, говорит местная жительница Лилия Вахитова. Большое стадо, идущее с пастбища через всю деревню, стало частью ее воспоминаний.
Корову многодетная семья приобрела по соцконтракту, процедура показалась излишне бюрократической. Раньше держали по 2-3 буренки, несколько голов молодняка, около 30 овец.
«Сейчас для себя держим корову, десяток овец и теленка. Летом прибавляется птица. Нам вполне хватает, – отмечает Лилия. – Когда дети были маленькие, семья была большой и денег не хватало, продавали молоко, сметану, творог, были свои покупатели. С появлением сетевых магазинов все это ушло в небытие. Если даже мне нужно молоко, я пойду и куплю в магазине, нежели буду искать и спрашивать у кого-то».
Из молока хозяйка делает сметану, творог, из творога – сыр и красный сладкий творог.
«В основном молочные продукты у меня уходят на стряпание пирогов, булочек, ватрушек. Часто у нас национальные праздники, где надо много стряпни», – делится сельчанка.
Тюк сена стоит около 900-1200 рублей. Вахитовы обычно покупают 25 тюков. Когда есть стабильный заработок, эту сумму можно осилить. «Корма дороже, но благодаря тому, что сейчас есть предприниматели, занимающиеся посевом, можно приобретать их на месте. Раньше ездили в Усть-Таркский район», – говорит Лилия.
В селе Кыштовка есть семьи, которые держат большое поголовье скота, но исключительно для реализации мяса живым весом. «Наверно, наше поколение будет еще держать скотину, а там дальше будет, как будет», – размышляет хозяйка.
Упрощение процедуры оформления социального контракта могло бы, по ее мнению, сдвинуть с места этот вопрос: «Может, тогда молодежь останется, и заживут села».
Ранее VN.ru сообщал о том, как отличить натуральное молоко от фальсифицированного с добавками.