Бункер Сталина, чайная и фрески с волхвами: самые интересные кафе в музеях Москвы

Итальянцы на территории центра современного искусства «ГЭС-2» не прижились, чего не скажешь о французах и грузинах — Галактион Табидзе завладел всеми точками общепита на территории скучающей уже больше года культурной институции и наконец вместе с шефом Режисом Тригелем реанимировал пустующий четырехэтажный ресторан. Второе пришествие ресторана «ГЭС-2» стало понятнее и человечнее — высокопарную кухню сменил комфорт-фуд Тригеля, цены тоже подстроились под аудиторию и стали заметно доступнее для туристов и любителей искусства — попробовать пиццу можно от 570 рублей, пасту — от 650 рублей, мощную порцию итальянских фрикаделек польпетте — за 890, а щедрый кусок лимонного торта, который можно разделить на двоих, — за 650 рублей.

Задумка архитекторов о четырехъярусном пространстве ресторана оказалась не функциональной, поэтому фактически используется только два из них, но высокие потолки и целая вертикаль, занятая рестораном, создают ощущение простора, света и воздуха — нечастые УТП московских гастрономических проектов. Тарелки для «ГЭС-2» делала студия «Дымов Керамика» из Суздаля, а мебель в тон исторического мостового крана напечатал на 3D-принтере российский бренд Eburet. В планах — задействовать все ярусы ресторана под проведение chef's table и барных гестов, а также просторная веранда, которая откроется у входа в ресторан со стороны творческих мастерских «Своды».

Тем, кто ходит в рестораны не только за хлебом, но и за зрелищами, обязателен к посещению ресторан грузинской кухни Bagebi, открытый при Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке. Один из совладельцев монументального проекта — внук художника, ресторатор Василий Церетели. Локация для ресторана выбрана интересная — Bagebi находится между дворцом Долгоруковых 1788 года постройки и усадьбой И.А.Морозова XIX века, ровно на том месте, где когда-то был арочный въезд для экипажей, а затем и ресторан «Галерея художника».

Помимо грузинской кухни сюда приходят за тем, чтобы провести время в совершенно уникальном арочном пространстве с фресками 1990-х и нулевых, на которых изображены сцены из «Илиады» Гомера и копии работ великих итальянских мастеров — например, сюжет из «Шествия волхвов» Беноццо Гоццоли. Есть также зал, в котором собраны картины из семейного архива Зураба Церетели, которые ранее нигде не выставлялись — увидеть можно даже портрет его супруги, Инессы Андроникашвили. Гастрономические таинства в Bagebi начинаются в 9 утра с грузинских завтраков и заканчиваются в полночь ужинами, концертами классической музыки и регулярными винными дегустациями.

Кафе «Гараж» на первом этаже одноименного музея на территории парка Горького хорошо известно всем поклонникам современного искусства — в любое время года туда приятно зайти после посещения новой модной выставки, а летом — завтракать весь день на зеленой террасе. Шеф-повар Алексей Багреев много лет возглавляет кухню кафе «Гараж» и прекрасно знает вкусы постоянных гостей, в том числе и Романа Абрамовича, поэтому в меню, помимо простых и понятных позиций со средиземноморским акцентом, есть немало кетоблюд (говорят, что олигарх отказался от углеводов). Так, одна из самых популярных кетопозиций — овощной суп на бульоне даши с кубиками лосося и водорослями вакамэ.

Тренд на кето пробрался и в десертное меню «Гаража», за которое отвечает известный шеф-кондитер Москвы Елена Набиуллина: так, среди 11 сладких позиций можно найти кетоэскимо с соленой карамелью и молочным шоколадом. Летом помимо богемной дог-френдли-террасы в тени деревьев, в распоряжении «Гаража» есть и крыша музея. Если раньше доступ к кафе на крыше был только у владельцев карты лояльности Garage, то теперь павильон с видом на лучшие закаты в городе открыт для всех желающих — здесь действует специальное меню с закусками, сезонными опциями и десертами, в том числе и домашними сорбетами.

В Еврейском музее и центре толерантности культурный голод утоляют не только авангардом — здесь регулярно проходят экскурсии, например о легендах и мифах еврейской кухни, а также открываются временные экспозиции, в том числе посвященные традиционной кухне еврейских субэтнических групп. После знакомства с кулинарными традициями и искусством осмыслить увиденное можно в «Ришоне». Молочное кошерное кафе, работающее по законам кашрута, находится прямо на первом этаже в здании музея. За интерьер, который отметили международные издания, отвечали сестры Сундуковы — приглушенные оттенки коричневого с яркими акцентами погружают гостей в стилистку авангарда.

Подают здесь классическую израильскую кухню без мясных блюд, делают регулярные поп-ап-меню, инсталляции, посвященные кашруту, устраивают концерты, тематические ужины и гастрономические фестивали и даже доставляют кошерную еду на дом. Летом рядом с музеем «Ришон» открывается яркий уличный фуд-трак «Лето, шалом!» с лимонадами, бейглами с ближневосточными начинками, бататом фри, хумусом и другими закусками. Как только станет тепло, берите в фуд-траке стритфуд и отправляйтесь на «авангардную» прогулку по близлежащему району, где находится минимум 16 памятников архитектуры эпохи конструктивизма.

В Центре Вознесенского, что в тихом Замоскворечье, популяризируют наследие шестидесятников, а заодно и чайную культуру. На первом этаже при центре действует кафе «Нитка», в котором возрождают традиции русского чаепития. Подход к русской чайной традиции у основателя проекта «Нитка» Андрея Колбасинова не лубочный, а современный и эстетский: с винтажными хрустальными стаканами в подстаканниках, самоваром и коврижками соседствует виниловый проигрыватель из 70-х, кресла и стулья, найденные на барахолках в Скандинавии, круглый дубовый стол и модный мерч.

Помимо ароматических чаев — например, с мятой и черным персидским лимоном, миртом и ванилью, здесь можно попробовать и купить пять видов пряников из натуральных ингредиентов с традиционными добавками в виде варенья, цукатов и специй, крафтовый шоколад тамбовской мастерской «Маруся», наборы для пейринга чая и шоколада и чайные открытки, обложки для которых создали с помощью нейросети по мотивам работ великих русских художников. Кроме того, совсем скоро в другой локации «Нитка» представит свою чайную комнату в русском стиле — утверждают, что таких не открывали больше ста лет.

В Музее русского импрессионизма обсудить впечатления после выставки можно на 3-м этаже, где работает Impress Cafe. Интерьер кафе обновился летом 2022 года — появились удобные диванчики, стало больше света и наиболее используемых в палитрах импрессионистов оттенков — фиолетового, зеленого и оранжевого. В холодное время года здесь варят четыре вида какао и делают горячий сидр с пряностями, а летом делают фирменный импрессо-тоник, который можно неспешно потягивать прямо на открытой веранде с индустриальным видом на бывшую фабрику «Большевик». В меню есть боулы, сэндвичи, свежая выпечка и десерты (хитом в Impress Cafe считается шу), а по выходным можно попробовать специальные закуски к сидру: брускетту с грушей и рикоттой, гриссини с сырно-томатным соусом и гравлакс из лосося. К выставкам создают авторские напитки на кофе от обжарщиков The Welder Catherine и TastyCoffee: например, сейчас можно заказать флэт-уайт с лимоном и кардамоном, посвященный картине Антуана Воллона «Натюрморт».

Знаменитая веранда кафе «Март» находится во дворике Музея современного искусства, но по количеству арт-объектов может составить конкуренцию выставочному залу. Любители прекрасного собираются здесь, чтобы выпить вина и поужинать на качелях с видом на музейные экспонаты, прогуляться по территории и посмотреть на многочисленные скульптуры и истуканов. Когда для посиделок на веранде слишком холодно, основным местом действия становится зал «Оранжерея», где проходят танцы, винные дегустации, творческие вечера, гаражные маркеты и концерты. Каждый будний день в «Марте» действуют обеденные предложения, а по вечерам рекомендуют дегустировать собственную линейку настоек и блюда шефа Юрия Нечаева — например, авторский десерт в виде камней, стилизованный под отполированную волной гальку, и морковные треугольники с грецким орехом, изюмом и апельсиновым соусом.

Засекреченный на протяжении 30 лет военный объект — «Бункер-42» — сейчас действует как музей холодной войны с собственным рестораном, расположенным под землей на глубине 65 метров (что сравнимо с высотой 18-этажного дома). В самом глубоком ресторане России, куда заходят отобедать впечатленные бункером посетители, вместилось сразу восемь залов, в том числе и детский. Главное действо разворачивается в «Красном зале» в ярко-алом оттенке флага СССР, мягкими диванами, ковролином со звездами и старыми фильмами на экранах. Под хиты советской эстрады здесь подают кухню «под водочку» (как характеризуют ее сами официанты) и меню «Политбюро» с любимыми блюдами лидеров СССР. Из последнего известно, что Калинин предпочитал селедку с картофелем вразвалочку, Ельцин — пельмени, а Хрущев — домашнее сало. И, что совсем иронично, в ресторане в сталинском бункере можно попробовать даже постное меню. Если в самом музее под конец экскурсии включается сирена и звучит голос Левитана, объявляющий о начале ядерной войны, то в ресторане аудиальный экспириенс более жизнеутверждающий — здесь проходят джазовые вечера, а по выходным с 17 часов играет живая музыка.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в нашем Telegram и в Дзене.