«Экзотика из Поднебесной»: сомелье рассказал, почему китайское вино не появится в России
Россия все сильнее сближается с Китаем. Ежедневно возникают новые дружеские связи, деловые контакты в разных сферах. Как прочувствовал на себе усиление позиций Китая винодельческий рынок России, в комментарии для «Слово и Дело» рассказал член Союза сомелье и экспертов России, основатель крупнейшего дегустационного винного клуба «750ml» Денис Руденко.
Обманутые надежды
В Китае действительно существует виноделие. Виноградное вино из Поднебесной называется путаоцзю, и для российского рынка такой напиток является исключительной экзотикой. 15-20 лет назад европейские виноделы делали очень большую ставку на Китай: дело в том, что в тот период в стране возникла мода среди высокопоставленных чиновников в качестве памятного подарка дарить дорогое европейское или китайское вино. Больше всего ценилось французское красное из самых престижных регионов, таких как Бордо и Бургундия. В тот период быстро стали расти продажи этих довольно дорогих вин. Среди экспертов всего винодельческого рынка возникло ощущение, что Китай начинает открывать для себя европейское вино. Мировые виноделы стали делать большие ставки и на продажу своего вина в Китае, и на развитие локального виноделия. «Многие винодельни начали открывать совместные проекты с китайскими инвесторами по посадке виноградников и производству вина, стали много инвестировать в маркетинг своих вин в Китае, и лет примерно десять продажи вина в Китае росли — вина не только дорогого, но и вполне бюджетных марок. Параллельно росли площади виноградников с целью производства местного вина. Однако ожидания оказались преувеличены. Примерно пять лет назад были приняты законодательные ограничения на цену таких подарков для чиновников. Мы могли бы это даже называть взятками, если бы не учитывали особенности национального менталитета, что такие подарки в Китае являются достаточно распространенной практикой. Однако после принятие закона продажа вин в Китае начала падать», — рассказывает в комментарии для «Слово и Дело» эксперт по вину Денис Руденко. Производство собственных вин в Китае стало падать. К 2020 году положение дел с производством вина в Китае вернулось к началу двухтысячных. Многие виноградники оказались раскорчеваны, заброшены. А европейские виноделы боятся честно признаться в том, что ожидания относительно китайского рынка оказались не оправданы.
Непьющая нация
Пить европейское виноградное вино Китай так и не начал. Локальное производство вернулось к уровню 2000 года — достаточного лишь для минимального покрытия внутреннего спроса. Избытка вина у Китая нет. Этот напиток в основном производится в достаточно дорогой ценовой категории, а дешевого вина для широкого потребления в Китае практически нет. Затраты на выращивание винограда в Китае весьма существенны, потому что в этой стране распространено укрывное виноградство: регионы, которые подходят летом по жаре и по солнцу, зимой очень холодные. Чтобы виноград не вымерз, его приходится укрывать. Однако это все влияет на конечную стоимость напитка. «На сегодняшний день говорить о том, что у Китая есть какие-то нереализованные запасы вина, совершенно не приходится. Все, что производится в Китае, потребляется в том же Китае. Более того, Китай закупает довольно много вина у других стран. Китайские вина откровенно дороги. Они являются больше статусным товаром, чем товаром широкого потребления», — отмечает Денис Руденко. «Китайское винное чудо» — это несостоявшийся миф XXI века. Сейчас можно уверенностью говорить, что ожидания не оправдались, поэтому китайское вино существует как небольшой локальный эстетический продукт, и ни на какие рынки он поставляться не будет. Разве что на правах статистической погрешности.