Глава Минпромторга Новосибирской области Андрей Гончаров рассказал, где покупает сало и колбасу
В Новосибирске продолжает работу Форум сибирского гостеприимства. 6 апреля на форуме обсуждают вопросы сибирской кухни – то, как она представлена в отелях, ресторанах, на фудкортах в торговых центрах, на деловых мероприятиях и так далее. Министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров в интервью BFM-Новосибирск рассказал, о том, что сейчас происходит в сфере HoReCa и о том, как он сам относится к локальным продуктам и брендам. – Андрей Александрович, какое место занимает сфера общепита в экономике Новосибирской области сейчас?
Если говорить об экономике нашей области в целом, то, конечно, значительную часть занимает торговля, в том числе сфера услуг. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, оборот общественного питания по Новосибирской области за 2022 год составил 44,9 млрд рублей, с индексом 117,1 % к соответствующему периоду 2021 года. За январь 2023 года оборот общественного питания составил 4,0 млрд рублей, 109,7 % к январю 2022 года. То есть мы показываем постоянный прирост!
Хочу отметить, что с мая 2022 года Новосибирская область занимает первое место среди регионов Сибирского федерального округа по обороту общественного питания. Темпы роста сферы общепита нашего региона превысили общероссийские показатели почти в два раза. Обратимся к цифрам: в Новосибирской области действует 2,6 тысяч предприятий общественного питания на 98,3 тысячи посадочных мест, в том числе 212 ресторанов, 921 кафе, 297 баров, 234 столовых и 407 закусочных. Среднесписочная численность работников гостиниц и предприятий общественного питания в декабре 2022 года составляет 17,6 тысяч человек (118,1 % к декабрю 2021 года).
фото Густаво Зырянова, BFM-Новосибирск
– Если сравнить сегодняшнее положение в отрасли с тем, что было три-пять-десять лет назад, какие тенденции стоит отметить?
В сфере общепита это, безусловно, развитие доставки из самих ресторанов и агрегаторов (Яндекс еда, Delivery), ресторанов быстрого питания и работа франшизных проектов. Это всё формирует дополнительную потребность в кадрах (курьеры, повара, официанты). К примеру, за последние три года число вакансий для пиццемейкеров выросло в Новосибирске более чем в 4 раза.
– Период пандемии сильно повлиял на компании, работающие в сфере гостеприимства. Сейчас этот период уже позади. О каких потерях (заведения, отток кадров и пр.) можно говорить? Были ли полезные уроки, которыми запомнится этот непростой период?
Коммуникационный урок пандемии – самый главный. Мы до этого так не разговаривали с бизнес-сообществом. Не было столь близкого контакта. А в годы пандемии контакт был близким и часто даже жёстким. Бизнес был на грани выживания. И надо было включаться, что-то делать. Мы научились за это время понимать, что без бизнеса фактически ничего не будет. Это понимание дорогого стоит. Бизнес – это налоги, зарплаты, производство продуктов, товаров, которые всем нужны. В непростой период все это отчетливо увидели. Бизнес сделал очень много, чтобы выстоять и другим помочь. Мы со своей стороны тоже старались помогать всем, чем только можно. Коммуникатором между бизнесом и властью стали отраслевые объединения. За это им всем спасибо, конечно.
Если говорить про потери, то они, безусловно, были. Некоторые заведения закрылись. Но их не так много на самом-то деле. В первую очередь пострадали те предприниматели, которые не диверсифицировали бизнес. Многие уже научены предыдущими кризисами, и у них кроме заведений общепита было что-то ещё (торговля, производство). Это помогло, конечно. Плюс ещё меры поддержки, которые оказало государство, – налоговые льготы, отсрочки и так далее. Взаимодействие было очень тесным. Не могу сказать, что оно всегда было приятным, но полезным было точно.
Сейчас все немного выдохнули, но на всех коммуникационных площадках мы продолжаем взаимодействовать.
фото Густаво Зырянова, BFM-Новосибирск
– Каким был для предприятий HoReCa 2022 год? Иногда казалось, что участники рынка дают противоречивые оценки: одни говорили, что людям вообще стало не до ресторанов и кафе, другие отмечали, что ограничения в части международного туризма привели к тому, что люди стали больше тратить в местных ресторанах и на локальных маршрутах. Что получилось в итоге?
Если пройти по одной из самых посещаемых улиц нашего города – улице Ленина, то можно увидеть заведения на любой вкус. Это многообразие национальных кухонь и заведений разных форматов, от ресторанного дворика до высокой кухни. Сейчас также набирают популярность небольшие бары, где можно и попеть в караоке, и попробовать необычные настойки. Люди по-прежнему ходят в рестораны с семейной концепцией, для ужина в выходные или празднования особых случаев.
На Центральном рынке появился успешный формат гастро-корта с блюдами вьетнамской, корейской, мексиканской, грузинской кухни. И там можно не только поесть: концепция подразумевает проведение кинопоказов и музыкальных вечеров.
В прошлом году вместе с кулинарным блогером Никой Ганич мы создали уникальный гастрономический путеводитель – Ника побывала в области, познакомилась с местными фермерами, дегустировала блюда в новосибирских ресторанах и барах, и по итогу получилась очень интересная карта мест, обязательных для посещения.
Что касается сибирской идентичности, то мы, наверное, должны уже к этому прийти. Но сделать это, не противопоставляя себе кому-то, не критикуя зарубежные продукты, бренды, а развивая и популяризируя своё, родное. Запрос такой созрел, это очевидно. Кто-то уже давно осознанно сделал свой выбор, и для него отечественные продукты самые вкусные, самые полезные, самые свежие. Так и есть на самом деле. Но есть пока ещё проблемы с подачей, с формированием брендов. Бизнес должен понять важность маркетинга, продвижения. Уже есть масса положительных примеров, когда продуманы упаковка, оформление, шрифты и многие другие мелочи, которые на самом деле мелочами не являются. Мы на правильно пути, надо это поддерживать.
Проекты, я думаю, стоит делать, в том числе телевизионные, видеоконтент для интернета, соцсетей. Чтобы журналисты, блогеры сами пробовали, показывали, рассказывали о местной продукции. Я, кстати, всегда на ярмарках всё пробую и покупаю – никогда оттуда не ухожу без сала, колбасы наших производителей. Хлеб очень вкусный наши пекарни делают и там продают, мимо них просто невозможно пройти, насколько там аппетитные запахи. Ярмарочные форматы – это очень выигрышная история для всех. С общепитом тоже стоит чаще делать что-то подобное. Нам стоит думать не только о привлечении гостей из других регионов и стран. Уверен, что и самим жителям Новосибирской области интересно будет поездить, посмотреть. Для начала всех призываю посетить хотя бы одну из ярмарок. Кто однажды их посещает, потом уже старается не пропускать.
фото предоставлено Минпромторгом НСО
– Сейчас в Новосибирской области очень заметен тренд на то, что называют «сибирской идентичностью». Жители региона отправились открывать для себя местные локации, местную кухню, местные события. Кто и как поддерживает эти направления?
Безусловно, это очень актуальный тренд, его поддерживает и правительство Новосибирской области, и наши сибирские товаропроизводители. Как Вы знаете, в прошлом году мы отмечали юбилей области, и к этому событию были приурочены различные мероприятия при поддержке нашего министерства: это и гастрономический фестиваль на набережной Оби, и областные ярмарки, и продвижение продукции наших местных фермеров. Последние активно сотрудничают с ресторанами Новосибирска и поставляют им продукцию, а многие рестораны сегодня делают акцент на сибирской кухне. Это связано также с большим притоком туристов, в том числе и на прошедших новогодних праздниках, когда наш город был новогодней столицей России.
– Какие прогнозы можно сделать на 2023 год?
В первую очередь хочу сказать, что предприниматели могут обращаться за мерами поддержки своей деятельности в наше министерство и также в центр «Мой бизнес» Новосибирской области, где активно реализуются бесплатные образовательные программы.
Не так давно мы выпустили каталог фермерской продукции НСО, куда вошли и сыры, и молочные изделия, мёд, изделия из дикоросов и многое другое. Под руководством экспертов в ходе курса для самозанятых фермеров участники разработали логотипы для своих хозяйств, научились создавать сайты-визитки и освоили азы продуктовой фотосъёмки.
фото Густаво Зырянова, BFM-Новосибирск
Также мы поддерживаем предпринимателей, которые доставляют продукты питания и товары первой необходимости в отдалённые районы. В 2022 году в период снижения покупательской активности и рентабельности работы магазинов в малочисленных и отдалённых селах государственная поддержка сельской торговле оказалась особенно актуальна. Из областного бюджета на реализацию мероприятий программы «Развитие торговли» было направлено 53,14 млн рублей, в том числе 24 миллиона рублей на предоставление субсидий на компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдалённые села Новосибирской области, начиная с 11 км от районных центров. В этом году мы также продолжим оказывать эту поддержку.
На 2023 год запланировано 13 оптово-розничных универсальных ярмарок в районах нашей области, все места товаропроизводителям предоставляются бесплатно. Также мы будем проводить традиционные образовательные программы, семинары и форумы, такие как Школа торговли, Дни ритейла в Сибири и многие другие.