Войти в почту

«Местные бренды – это очень крутая история» – на форуме в Новосибирске представили проект сельского туризма из деревни Федосиха

Буквально за пару лет Федосиха стала местом, которое приводят в пример, говоря о сельском туризме. BFM-Новосибирск поговорил с теми, кто реализует этот красивый сибирский проект – с Ириной Кошелевой и Юлией Литвиненко.

«Местные бренды – это очень крутая история» – на форуме в Новосибирске представили проект сельского туризма из деревни Федосиха
© Bfm.ru Новосибирск

Ирина Кошелева Туристический проект в селе Федосиха начался с личной истории. Ирина Кошелева вместе с мужем Владимиром Федосеевым решили уехать из большого города в деревню. Как говорит сама Ирина, хотелось простора: чтобы выходить из дома и видеть небо, поля, лес. Они ездили по районам Новосибирской области – смотрели и выбирали, а потом в интернете прочитали, что глава Федосихинского сельсовета Сергей Баун зовет людей в своё село. Новым жителям готовы были выделять большие земельные участки и оказывать всяческую поддержку. Ирина и Владимир приехали, увидели село Федосиху своими глазами и решили остаться именно здесь. Это был 2015 год.

Уехать из мегаполиса и открыть свой бизнес

С самого начала семья думала о деле, которое бы их кормило. Вскоре после переезда они открыли небольшой пельменный цех. В нём работало два человека. Но очень быстро по округе стала распространяться слава о местных пельменях, и дела пошли в гору.

«У нас нет никаких секретных рецептов. Просто мы делаем пельмени как дома, из хороших продуктов, не добавляя ничего лишнего: хорошее мясо, хорошая мука, – рассказывает Ирина Кошелева. – С самого начала у нас была такая установка, желание сотрудничать с хорошими производителями из Новосибирской области. У нас есть традиционные пельмени, а ещё мы стали экспериментировать и делать разные начинки. Решили сделать с грибами. Узнали, что в Маслянинском районе есть предприятие, которое выращивает вёшенки – «Маслянинское лукошко». Мы попробовали добавить в мясной фарш вёшенки, и получилось очень вкусно. Так у нас появились наши фирменные пельмени, которые в 2021 году победили в конкурсе «Вкусы России».

Справка: Национальный конкурс региональных брендов продуктов питания «Вкусы России» впервые состоялся в 2020 году. Он открыл почти 500 брендов из 79 регионов России. В 2021 году количество брендов увеличилось до 720, участие приняли практически все субъекты. Для победителей был реализован комплекс мер по продвижению. Летом 2022 состоялся первый национальный фестиваль «Вкусы России», где победители выставляли свою продукцию. Новосибирская область была представлена «Федосихинскими пельменями» и «Новосибирским квасом».

Мысли о сельском туризме у Ирины Кошелевой возникли практически сразу после переезда в Федосиху. Местным жителям и даже властям это представлялось чем-то из разряда фантастики. Но в 2020 году в село приехали первые туристы.

«Сегодня мало кто знает, что такое сельская жизнь. И откуда берутся продукты. Жителям мегаполисов кажется, что деревня это что-то заброшенное, глухое, скучное. Конечно, это не так, и мы хотели всем показать, что в деревне во многом лучше, чем в городе, – говорит Ирина Кошелева. – Нам вместе со зданием достался участок земли 4 га. Это очень красивое место на краю деревни. Здесь есть роща, пруд. Хотелось, чтобы сюда приезжали люди. Мы начали с простого – прямо за цехом построили открытую деревянную веранду и позвали гостей из города. Приглашали через соцсети, через знакомых. И в Федосиху стали приезжать. Сначала просто на пельмени и погулять несколько часов. Кто-то палатку ставил и оставался подольше. В 2021 году мы выиграли грант Ростуризма и на эти деньги построили три гостевых домика и баню. Теперь мы принимаем гостей круглогодично.

В августе 2022 года мы приглашали жителей села. У нас на улице были два большущих стола. Вместе были и туристы и жители. Это было очень интересно. Два образа жизни. Они по большому счёту не сильно отличаются друг от друга, но сельские жители как-то более уверены в себе, в завтрашнем дне. Здесь, в селе, мне кажется, сразу видны настоящие ценности. Поэтому сюда любят приезжать. Я всех считаю своими гостями. Я не просто отдаю ключи со словами «заселяйтесь». Мы каждому рады и знаем, что мелочей не бывает. Поэтому гостей ждут бутылка козьего молока и заваренный чай из трав, которые мы сами заготавливаем».

В селе Федосиха есть несколько ферм, и их тоже включили в деревенский туристический маршрут. Оказалось, что козы, кудрявые коровы герефордской породы и другие домашние животные могут быть интереснее многих достопримечательностей. Но и классические туристические локации в Федосихе тоже есть.

«У нас есть маленький сельский музей – мы купили домик, где жила старенькая бабушка. Мы его оставили в том виде, в котором он был при хозяйке. Это история деревенского быта. Очень уютная, тёплая и всем понятная, – считает Ирина Кошелева. – Люди отзываются на это, начинают вспоминать о том, как гостили у своих бабушек и дедушек в деревнях. Наша идея в том, чтобы напомнить людям о тех ценностях, которые все подрастратили и подзабыли. На самом деле из души это никуда не делось, просто надо помочь вспомнить».

Шеф-повар, который решил закатить деревенский обед

В 2021 году в село Федосиха впервые приехала известный шеф-повар Юлия Литвиненко. У неё к тому моменту было уже чёткое представление, как стоит развивать сельский гастрономический туризм. Но Федосиха стала отправной точкой, местом, с которого всё началось.

Юлия Литвиненко

«Всё, что связано с кулинарией, гастрономией, – это не просто работа, это моя жизнь, – говорит Юлия Литвиненко. – И постоянно есть какие-то идеи, направления, которые хочется развивать. С сельской историей, честно скажу, сначала хотелось хайпануть. Когда в нашей стране ещё была жива соцсеть, которую сейчас лучше не называть, я думала, что надо бы приготовить что-то с фермерами и выложить видеоролики с этого мероприятия. Затем началась пандемия, и почти ничего нельзя было организовать. Но идея о том, чтобы что-то делать на селе, осталась. А потом однажды я увидела в Колывани поля, и подумала, что надо поставить в поле деревянные лавки и столы, накрыть их белой скатертью и закатить деревенский обед. Есть чаты всевозможные, где люди общаются. И есть один с фермерами, и я там задала вопрос: «Кто хотел бы у себя на усадьбе провести деревенский обед?» Ирина Кошелева ответила через 15 секунд. Она прислала видео, показала своё село и свой участок. Я поехала, познакомились – и так началось наше сотрудничество. Теперь можно смело говорить, что гастротуризм в Новосибирской области есть».

Юлия Литвиненко, шеф-повар и основатель проекта #ШЕФИФЕРМЕР, вице-президент по Сибирскому федеральному округу Российской ассоциации шеф-поваров Chefs Team Russia, директор некоммерческой организации «Сибирская Россыпь» по образованию – судовой повар. Но кроме профессионального образования ее как профессионала сформировали и семейные традиции.

«Меня всё время спрашивают: «Кто тебя научил готовить?» А меня никто не учил специально. Я просто наблюдала за руками. Руки – это очень важно, – говорит Юлия Литвиненко. – Как моя прабабушка нарезала овощи для борща! Я так делаю до сих пор. Мои предки пришли в Сибирь из Чернигова во время столыпинской реформы. Сибирь населялась пришлыми людьми. Каждый из них приносил сюда свои традиции и свои рецепты. Но всё-таки сибирская кухня – это в первую очередь кухня русская. Мы должны это помнить всегда. У меня есть личный символ этой памяти. Когда мы предки поселились в Сибири, женщины соткали рушник, на нём были снегирь и рябина».

В селе Федосиха с осени 2021 года проходят гастрономические фестивали: был фестиваль окрошки, фестиваль клубники. Почти все эти события приурочены к сезону сбора ягод, фруктов, овощей. Фестиваль пельменей проходит в феврале.

«Все гастрономические события – это идеи Юли. Она придумывает, организовывает, находит фермеров, – говорит Ирина Кошелева. – Например, на фестиваль клубники к нам привозила свою ягоду предпринимательница, у которой клубничная ферма. Овощеводы приезжали на фестиваль окрошки, тоже привозили свою продукцию. С сырами такая же история. Мы не перестаем удивляться тому, сколько у нас тружеников, которые несмотря ни на что делают своё дело и производят прекрасную продукцию».

«У нас в регионе есть все продукты для богатой сибирской кухни. У нас всё растет, всё производится. И местные бренды – это на самом деле очень крутая история, – объясняет Юлия Литвиненко. – Я говорю в первую очередь не об огромных промышленных предприятиях, а о фермах, о людях, которое всё делают своими руками. Мы их хотим прославлять и именно им хотим помогать. От этого все выиграют. Люди начинают понимать ценность локальных продуктов. В Федосихе кроме пельменей, я надеюсь, скоро будут и другие бренды – солёный папоротник и иван-чай».

Федосиха занимает особое место не только в жизни Ирины Кошелевой и Юлии Литвиненко. Небольшое село в Коченёвском районе, по сути, стало место старта большого общероссийского проекта #ШЕФИФЕРМЕР. После успешного федосихинского проекта всё закрутилось очень быстро. Оказалось, что во всех российских регионах есть запрос на тему гастротуризма и вовлечения в него фермеров. Опыт Новосибирской области пригодился всем.

«Буквально после первого деревенского обеда в Федосихе позвонили Калининград и Анапа. Позвали, попросили опытом поделиться. Проект #ШЕФИФЕРМЕР родился в Новосибирской области, но принадлежит он всей стране, – подчеркивает Юлия Литвиненко. – Это очень важный челендж: люди – людям. Мы хотим стереть границы и разрушить «заборы» между городом и деревней. Хотим изменить отношение ресторанного бизнеса к фермерам и производимой ими продукции через запуск совместных производств. Цепочка от фермы к столу должна быть максимально короткой. В Новосибирской области в проекте участвуют 30 фермеров. Хотим, чтобы и другие подключались».

В настоящее время в Федосихе проживает 600 человек. Успешный опыт Ирины Кошелевой и фермеров, которые работают в селе, переубедил скептиков. Теперь в Федосихе и окрестных деревнях знают, что сельский туризм – это не выдумка.