Красную и черную икру начнут маркировать

Обновлено в 18:22

Красную и черную икру начнут маркировать
© BFM.RU

В России начался эксперимент по маркировке осетровой и лососевой икры. Он продлится до 31 марта 2024 года, соответствующее постановление подписал премьер Михаил Мишустин. В пилотном проекте планируют принять участие более 30 компаний.

Как рассказали в операторе маркировки «Центр развития перспективных технологий», мера поможет защитить покупателей от нелегальной продукции и снизит риски вреда здоровью. Подчеркивается, что эксперимент не потребует от бизнеса затрат: коды маркировки предоставят компаниям бесплатно.

В Росрыболовстве, как и в Минпромторге, считают маркировку икры необходимой, поскольку доля теневого рынка в отрасли высока. Нелегальный годовой оборот красной икры в России сейчас оценивают более чем в 4 млрд рублей. Участники отрасли говорят, что его доля может достигать 30%.

Помимо борьбы с нелегальной продукцией, при вводе маркировок государство преследует и другие цели: контроль и учет продукции. При этом нельзя забывать, что сами QR-коды тоже стоят денег — 50 копеек за штуку. Конечно, на стадии эксперимента они будут бесплатными, но никто из участников рынка не сомневается, что после его окончания маркировка икры станет обязательной. Вот только в борьбе с контрафактом маркировка не поможет, говорит директор Рыборазводного предприятия № 1 Александр Ходос.

Александр Ходос директор Рыборазводного предприятия № 1 «Если речь идет о маркировке черной икры, то я не думаю, что это хоть как-то повлияет на рынок. Практически вся она идет в упакованном виде. С красной икрой ситуация противоположная. Огромное количество красной икры продается пока что на развес. Не очень понятно в данном случае, как маркировать. Развесную красную икру, вероятно, не удастся маркировать никак. И если будет введено такое правило, то развесная красная икра, скорее всего, просто исчезнет из продажи и будет возможно купить ее только в банках, что существенно сократит наши возможности оценить качество этой икры. С «серым» рынком должен бороться не Минпромторг, а министерство природных ресурсов при помощи каких-то своих служб, которые занимаются контролем вылова. Если уж икру каким-то нелегальным образом сумели добыть, то ее так или иначе продадут, то есть введение маркировки в данном случае не вызовет ничего, кроме как увеличения цены, в том числе и на нелегальную икру».

Скорее всего, маркировка икры будет выглядеть примерно так же, как и маркировка молочной продукции. На упаковку будут клеить QR-код, который будет содержать информацию о том, кто и когда этот товар произвел, его характеристики и другую информацию. Его нужно будет сканировать на кассе магазина, причем, если просканировать по каким-то причинам не получается, такой товар по закону продавать нельзя — он подлежит уничтожению.

Участники отрасли говорят, что информации о том, кто и где икру выловил, QR-код содержать не будет. А покупателя как раз это в первую очередь и интересует, говорит президент Союза осетроводов, владелец группы компаний «Русский икорный дом» Александр Новиков.

Александр Новиков президент Союза осетроводов, владелец группы компаний «Русский икорный дом» «Потребитель хочет знать источник, откуда эта продукция появилась. Взяли какую-нибудь продукцию, допустим икру, привезли непонятно откуда, неизвестно где и как она была добыта или выловлена или пересекла границу и какой страны. Дальше предприятие выпускает эту продукцию, наклеивается марка на нее. Эта марка говорит потребителю только о том, что действительно эта икра на этом предприятии была: ее либо перефасовали из одной банки в другую, либо ее произвели из сырца икры. Все, больше ничего, а источника икры она не раскрывает, и поэтому получается, что фактически от фальсификата и контрафакта это не избавляет».

Тем более неясно, зачем дополнительно маркировать продукцию, когда сейчас и так действует система «Меркурий», которая позволяет отследить, откуда и в каком количестве появились те или иные морепродукты, кто их покупал, кто добывал, кто первый продавал. Такая документация должна быть в каждой торговой точке.