Войти в почту

Интерес к натуральному меху из России возвращается на модные площадки Европы

На Ставрополье производится около половины меховых изделий в России. Работает в крае и крупнейшая норковая фабрика юга. После введения западных санкций производителям в регионе, как и всей отрасли в стране, пришлось адаптироваться - перестраивать логистику и искать новый подход к внутренним потребителям. И ситуация сыграла на руку отечественным компаниям. Почему покупатели стали избирательнее и зачем иностранные поставщики подделывают маркировку, выдавая себя за российского производителя, узнал корреспондент "РГ".

Интерес к натуральному меху из России возвращается на модные площадки Европы
© Российская Газета

Шубы и меховые изделия в России всегда ценились. Наличие в гардеробе верхней одежды из натурального меха считается признаком достатка. Но, в отличие от многих других стран-производителей, в России потребность в этой одежде диктует климат. Именно поэтому, по мнению президента Российского пушно-мехового союза Сергея Столбова, спрос внутри страны на натуральный мех останется.

- Меховые изделия по-прежнему востребованы российскими покупателями из-за долгих зим и особого отношения к таким изделиям как к показателю достатка и благополучия. В прошлом году объем продаж упал на 15 процентов. Это много, но цифры ожидаемые, учитывая геополитическую обстановку, санкции и отъезд некоторой части платежеспособного населения, - отметил Столбов.

Маркировка продукции была главной темой споров в меховой отрасли в последние годы, но в итоге она же и выручает отечественных производителей

Производители всего за три года столкнулись с несколькими серьезными проблемами подряд. Сначала на импорт сырья повлияла пандемия COVID-19. Из-за нее в Дании, Греции и еще ряде стран, где традиционно заготавливают шкурки норки, пришлось уничтожить около 20 миллионов животных. Повлияло на ситуацию снижение спроса из-за самоизоляции. Если люди не выходят из дома, то и покупка дорогого гардероба подождет.

Затем меховой бизнес пострадал из-за санкций, которыми запретили ввоз в Россию не только готовых предметов роскоши, куда входят и шубы, но и комплектующих для оборудования и химикатов для выделки. Производителям в стране пришлось выстраивать новую логистику, чтобы вновь получить доступ к необходимым товарам. В 2022 году введенные против России санкции привели к сокращению импорта сырья, полуфабрикатов и готовых изделий на 40-50 процентов.

Несмотря на перипетии, отечественные производители видят большой потенциал отрасли меховых изделий, ведь с рынка исчезли многие конкуренты. К примеру, греческие и итальянские меховые фабрики, которые в основном отправляли свою продукцию в российские магазины, потеряли около 90 процентов оборота.

- В основном удалось сохранить стабильные показатели производства и торговли товарами из натурального меха, но, к сожалению, без положительной динамики. Производители еще ждут негатива. Выстраиваются новые логистические цепочки поставки меховых товаров, в том числе из европейских стран. Несмотря на санкции, резко возрос спрос на российскую пушнину. В пер- вую очередь на соболя. Цена на него увеличилась на 30-40 процентов, - подчеркнул Сергей Столбов.

К таким выводам пришли после международного аукциона "Союзпушнина" в Санкт-Петербурге. Шкурки соболя на нем распродали почти полностью, причем средняя цена на промыслового и баргузинского зверька дошла до 100 долларов за штуку. Всего в ходе аукциона продали больше 200 тысяч шкурок соболя.

- Я очень надеюсь, что западные санкции окажутся для наших предприятий контрастным душем, что подстегнет их к реальному импортозамещению товаров из натурального меха. Мы отмечаем тенденцию к уменьшению интереса в мире к искусственному меху. Это связано с экологическими причинами, например с загрязнением окружающей среды пластиком. Натуральный мех возвращается в коллекции верхней одежды на модные площадки Парижа, Милана, Нью-Йорка - это видно по последним показам, - рассказал Столбов.

При этом рынок меховых изделий в России, потеряв поставщиков из Европы, стал ориентироваться на современную моду. По словам Столбова, люди уже не покупают что попало. Из-за повышения качества товаров и внимания к новым изделиям российские производители ценятся отечественным покупателем выше, чем зарубежные. Но этим начали пользоваться мошенники.

- Они закупают в других странах продукцию низкого качества и пришивают этикетки "Сделано в России". И это даже при требовании маркировать меховые изделия. Все потому, что российскому - больше доверия. Вот этот тренд на доверие мы должны удерживать, - заявил президент Российского пушно-мехового союза.

Маркировка продукции была главной темой споров бизнесменов от меховой отрасли в последние годы, однако в итоге она же и выручает отечественных производителей. На рынке стало значительно меньше контрафакта из Китая и Турции. Об этом рассказал заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров.

- Одна из проблем производства меховых изделий - теневая деятельность. Чтобы получить господдержку, малому и среднему бизнесу нужно работать легально. Маркировка меховых изделий дала свои результаты, количество легальных предприятий увеличилось примерно в пять раз, - отметил Назаров.

Законодательство в области маркировки постоянно совершенствуется. Например, с 12 апреля 2023 года Правительство РФ облегчило условия маркировки шуб для импортеров из других стран. Если раньше им после получения контрольного идентификационного знака в России следовало за три рабочих дня проверить его работоспособность и записать всю информацию о товаре, то теперь условия упростили. Привязать к контрольному знаку информацию об изделии можно по мере его готовности к обороту в РФ.

Изменения произошли из-за санкций и перестройки логистических цепочек: импортеры не всегда успевали предоставить данные о производимых за границей товарах в течение трех дней. .

Тем временем

Шоурум изделий из меха и кожи планируют открыть на территории Кавказских Минеральных Вод. Такая идея прозвучала на международной выставке меха и кожи "Мягкое золото России", которая состоялась на прошлой неделе в Пятигорске.

- Можно оформить шоурум как инвестиционный проект, привлечь ресурсы региона, институтов развития. В регион едут гости и с Севера, и из Сибири, и с Урала, где меховая одежда - необходимость, - заявил гендиректор "Кавказ.РФ" Андрей Юмшанов.

Он также отметил, что производители Северного Кавказа смогут кратно увеличить товарооборот, что позволит выйти на новый уровень качества и роста.

Выставка "Мягкое золото России" собрала в Пятигорске более 100 производителей одежды и сырья, около 3,5 тысячи баейров со всей страны, представителей федеральной и региональной власти, экспертов в области легпрома, торговли, туризма и бизнеса.