Войти в почту

Стратегия опережающего устаревания

Минсельхоз представил стратегию развития производства органической продукции до 2030 года. Ее выпуск должен вырасти в 12 раз, площади выращивания — в 6,5, потребления на душу населения — в 7, экспорт — в 7,5 раза. Направление взято правильное, отмечают эксперты «Парламентской газеты». Но чтобы выполнить поставленные задачи, нужно повышать ответственность в системе госуправления.

Стратегия опережающего устаревания
© Парламентская газета

Преимущества России

К 2050 году население планеты достигнет 9,7 миллиарда, что потребует увеличить производство продуктов на 70 процентов. ООН ставит задачу не просто роста его объемов, а создания новых безопасных продовольственных систем. Один из путей — поднять долю экологически чистой сельхозпродукции и сырья.

Сейчас под эгидой Совета Федерации, Минсельхоза и Роскачества в нашей стране во второй раз проходит всероссийское голосование за народный органический бренд, рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета верхней палаты по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Так в стране пытаются популяризировать биопродукцию и стимулировать ее производителей. Тема развития и поддержки органического производства не первый год находится в центре внимания палаты регионов. По мнению сенаторов, эта задача отвечает принципам природосбережения и положительно влияет на здоровье людей.

Стратегия даст новый импульс развитию органического производства, потому что у нас есть все возможности для выхода на передовые позиции в мире, подчеркнул сенатор. Зоны с разными климатическими и природными условиями позволяют в течение года варьировать выбор районов для экоземледелия. Отказ от химических пестицидов и гербицидов сохраняет качество плодородного слоя. Это значит, что мы сможем не только сами эксплуатировать землю, но и оставить ее в хорошем состоянии будущим поколениям. Ну и важно, что качественная натуральная пища способствует укреплению здоровья нации.

Цели стратегии амбициозные, но к ним надо стремиться, так как это показатель уровня развития страны и благосостояния граждан, сказал «Парламентской газете» вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев. Преимущества России — большая территория и огромный потенциал для органического сегмента АПК.

Инновационному сектору есть где развернуться — 16,1 процента общей площади пашни выведено из сельхозоборота. Сейчас отечественный рынок «зеленой» продукции в стадии формирования. Ее доля внутри РФ — 0,13 процента, в мире — 0,2. Лидируют зерновые, зернобобовые, масличные и кормовые культуры, потом идет переработка — выпуск сока, масла, консервов, затем мясная и молочная продукция.

По доле земель с органическими технологиями Россия отстает от среднемирового уровня в пять раз, зато по их приросту занимает одно из первых мест.

В АПК занято лишь около 5,9 процента рабочих рук, причем эта доля сокращается, а сельское население составляет 36,7 миллиона человек. Поскольку органический сектор требует больших трудозатрат, это может поднять занятость на селе. Эксперты полагают, что для Нечерноземья это едва ли не единственная из возможных моделей развития. В Курганской области аграрии, рассказал депутат Сергей Лисовский, давно пришли к выводу, что гораздо выгоднее снижать использование удобрений и агрохимикатов. Пусть урожай будет меньше, но доходность продаж выше. Поиск этого баланса заинтересует немало регионов.

Органическое земледелие как новый сектор нуждается в специалистах. Их подготовку Минсельхоз ведет с 2018 года. Два года назад главная кузница аграрных кадров РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева открыла специальность «органическое сельское хозяйство».

«Зеленым» продуктам — зеленый свет

Во всем мире развитие органической продукции тормозится потреблением, потому что покупательная способность населения отстает от ростов объемов ее производства даже в развитых странах, заметил Сергей Лисовский. Вопрос ее реализации — труднопрогнозируемый. В Германии несколько лет назад приняли закон о выпуске десяти процентов биодинамической, то есть органической, птицы. Сделали, но оказалось, что спрос на нее не превышал 4 процентов, поскольку она в 2,5 раза дороже обычной.

Надежды на экспорт такой продукции, например, в Азию или на арабский Восток оправданны. Это перенаселенные регионы с нехваткой свободных площадей для сельского хозяйства. Но и конкурентов у России немало. Европа, например, развивает органический сектор уже десяток лет.

Чтобы выполнить стратегию, нужно решить ряд задач, отметил депутат. Законодательная база уже есть, но правоприменение выявило некоторые моменты, которые нужно поправить. Так, ряд сертификаторов стали очень широко толковать базовый закон. В результате у одного производителя детского питания за сертификацию 30 наименований продуктов потребовали два миллиарда рублей за год. Стандартная баночка детской смеси из семи органических компонентов, каждый из которых должен сертифицироваться, обошлась ему в 1,5 миллиона рублей. Конечно, это никому не под силу. Предстоит отладить систему сертификации без покушений на качество продукции.

Еще вопрос — борьба с фальсификацией оргпродукции. В свое время председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание, что в магазинах полно товаров с пометками «био», «эко», «натуральный», которые на самом деле нельзя считать экологичными. «Сейчас у нас основная задача — внести ясность в эту тему», — отметил сенатор Алексей Майоров.

Например, есть на полках «биокефир». Вопрос: это указание на органический продукт или просто торговое название, которое вводит покупателя в заблуждение?

Минсельхоз усилит ответственность за такие нарушения, чтобы белый листок на зеленом фоне ставился только там, где ему положено. Принимается ряд поправок с целью ввести жесткое наказание за использование знака без оснований. Как сообщил Алексей Гордеев, в Госдуме на рассмотрении находится законопроект с поправками, уточняющими маркировку. Они защитят производителей органики от недобросовестных конкурентов. Применение понятий «органический» и его аналогов — «экологический», «экологически чистый», «биологический», «эко», «био» необходимо будет подтверждать сертификацией продукции.

«Мы обязательно добьемся, чтобы все, кто в маркетинговых целях пользуется этой терминологией, регистрировались в реестре органических производителей. Это снимет и проблему неоправданного повышения цен на неорганическую продукцию», — заверил Алексей Майоров.

Кроме того, депутаты Сергей Лисовский и Надежда Школкина внесли законопроект об особой обработке органического зерна. Она позволит защитить продукт от насекомых и сохранить его свойства. Ростехнадзор согласовал два способа — термический или безвредными растительными препаратами.

Стратегирование — процесс совместный

В России принимали немало стратегий и концепций, но не все они выполняются. Например, цели «Стратегии-2010» реализованы лишь на 36 процентов, Концепция-2020 оказалась вообще забытой. Провалены ключевые показатели «Стратегии-2020» — рост ВВП, производительности труда, инвестиций. В марте из госпрограммы развития рыбохозяйственного комплекса изъята цель довести потребление рыбы до 25 килограммов на человека. Не во всех регионах выполнены майские указы 2012 года о повышении средней зарплаты медиков и педагогов.

Почему это происходит? Как повысить эффективность стратегических документов? Надо менять систему госуправления в сторону повышения ответственности, считает Сергей Лисовский. Пока виновных за невыполнение программ не начнут наказывать, самые реальные и хорошие стратегии будут проваливаться.

Депутат привел примеры очень результативных госпрограмм по селу — свиноводству, птицеводству. Благодаря им Россия за десять лет вышла в ведущие агропроизводители. «Но есть и неудачные, — отметил он. — Хромают программы развития семеноводства, сельхозмашиностроения. Нет комбайнов для свеклы, овощных культур. Нет техники для селекционных работ. Эти вопросы уже давно поднимает Совет Федерации».

В стратегическом планировании участвуют все органы госвласти и местного самоуправления, рассказал «Парламентской газете» директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов. Есть около 30 видов документов, которые затрагивают целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование.

Но на самом деле их больше. Так, в законодательно утвержденном перечне документов почему-то отсутствуют многие де-факто принятые нормативные акты, определяющие направления долгосрочного развития, недоумевает эксперт. Нет, например, указов президента, где поставлены национальные цели развития или широко распространенных ныне мастер-планов городов.

Всего сегодня в ГАС «Управление» 50 тысяч документов. Самый большой массив — государственные и муниципальные программы. Стратегии же, дающие направление развития отдельных отраслей, сфер жизнедеятельности, регионов, военных доктрин, практически индивидуальны.

Чиновники, наука и предприниматели

Бывает, что за реализацию одного документа спрашивают строго, а другой не на виду и о нем забывают, объяснил Сергей Лисовский. Или нет достаточного финансирования и начинается перекидывание средств с одной программы на другую. Или когда для разработки практически не привлекают науку.

В странах Европы любую программу разрабатывают с участием триумвирата: чиновники, ученые и предприниматели, подчеркнул Лисовский. В России хотели дать отраслевым союзам широкие полномочия в подготовке программ и формировании бюджетов, но законодательно их не удалось закрепить. Это надо сделать, чтобы отрегулировать сам механизм разработки программ, убежден депутат.

Качество документов зависит и от квалификации разработчиков, добавил Владимир Климанов. А иногда и опережающего устаревания содержания стратегий. Поэтому нередко цели и задачи остаются прежними, а корректировки требуют отдельные показатели и действия. Некоторые эксперты делают неутешительный вывод: в действующем пакете документов меньше творческого начала и пользы для систематизации работы органов управления, но больше формализма, чем еще несколько лет назад.

В экспертной среде есть мнение, что принятый в 2014 году закон о стратегическом планировании уже морально устарел. Возможно, поэтому президент в конце 2021 года утвердил своим указом основы госполитики в сфере стратегического планирования. Конечно, на каждом историческом этапе свои требования к стратегированию, заметил Климанов. Главное, чтобы различные усилия в стратегическом планировании вели к достижению согласованных целей и продвижению страны вперед.

Зато в стратегии развития органического земледелия налицо консенсус как интересов экономики, так и охраны здоровья населения и природосбережения, подчеркнул Алексей Гордеев. Есть и внимание государства к этой теме. За 2022 год число «органических» регионов выросло с 40 до 46, а сертифицированных производителей — до 159. Рекорд у Воронежской области: было 9, стало 16. Важно сохранить такую динамику, отметил он.