На выставке «Винорус.Винотех-2023» обсудили перспективы экспорта российского вина

На мероприятии, в котором приняли участие более 100 человек, была презентована Концепция развития экспорта российской винодельческой продукции, обсуждены перспективы российского виноделия, приоритетные направления поставок и эффективные инструменты продвижения.

На выставке «Винорус.Винотех-2023» обсудили перспективы экспорта российского вина
© АГРОXXI

Как отметил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов, прошлый год стал довольно сложным для российских экспортеров вина, многие из которых столкнулись с серьезными вызовами и ограничениями. Несмотря на это средняя экспортная цена российского вина выросла на 10%, что может говорить о смещении продаж в сторону более дорогого продукта. Кроме того, география экспорта меняется: в прошлом году Китай вошел в топ-3 покупателей российского продукта, начались поставки на рынки Азербайджана, Узбекистана и Вьетнама. «Мы прогнозируем, что российский экспорт будет развиваться. Особый темп он приобретет через год-два, что в значительной степени связано с объемами производства, и к 2030 году может увеличиться на четверть», – оценил Краснов. Он рассказал о текущих трендах на глобальном винном рынке, динамике производства и потребления и ключевых странах-производителях.

Уже сегодня российская продукция может успешно конкурировать с ведущими зарубежными поставщиками, уверена заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.

В рамках проекта «Винный гид России» организация проводит исследования импортных вин в сравнении с российскими, и анализ показывает, что отечественный продукт не уступает по качеству зарубежным аналогам. «Превосходство импортируемого вина над российским даже в категории до 1 тыс. рублей, то есть в массовом сегменте, – это миф, – добавила она. – Так было еще в 2019 году, и с тех пор мы еще продвинулись. Исследования показали, что максимальные оценки российских вин в 2022 году уже выше, чем у импортных аналогов». Кроме того, в настоящее время постепенно развивается сегмент органического вина, которое в перспективе может стать одним из драйверов экспорта винодельческой продукции.

Отрасль находится в фазе уверенного роста, причем растут как качественные, так и количественные показатели, подтвердил исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников: «2022 год стал одним из самых удачных с точки зрения баланса климатических показателей практически во всех основных винодельческих регионах. Виноградарям удалось собрать, во-первых, впечатляющий урожай с небольшим процентом потерь, а во-вторых, виноград очень высокого качества». В то же время, с учетом ухода ряда зарубежных игроков на российском рынке свободных объемов пока недостаточно для активного развития экспорта. Кроме того, необходимо работать над устранением логистических, законодательных, административных барьеров.

Концепция развития экспорта российского вина разработана «Агроэкспортом», компаниями «Технологии доверия» и iMARS с участием «Абрау-Дюрсо», «Фанагория», «Мое вино», «Шато де Талю», «Кубань-Вино» и Ассоциации виноградарей и виноделов России. В ходе подготовки концепции были рассмотрены 116 стран, из которых выбраны три для детального анализа – Китай, Израиль и Вьетнам. В них были изучены сегменты тихого, крепленого и игристого вина и пять каналов их реализации, после чего составлена дорожная карта действий, необходимых для активизации экспорта, а также разработаны проекты зонтичного бренда для комплексного продвижения российской продукции.

Одним из трех исследованных рынков стал Китай, входящий в число крупнейших потребителей виноградного вина в мире.

Как рассказал директор практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору компании «Технологии доверия» Николай Ланцев, КНР занимает 9-е место по объему потребления вина, и 51% спроса обеспечивается импортными поставками. В ближайшие годы эта доля увеличится до 60%. При этом опросы показали, что российское вино воспринимается китайскими потребителями как сопоставимое по качеству с австралийской продукцией, но c более доступной ценой, обратила внимание исполнительный директор ООО «Аймарс Медиа» Айна Хамзина. По результатам исследования в Концепции предложены два варианта позиционирования товаров российских виноделов – под зонтичным брендом «Девять долин российского Юга» или «Мелодии природы» (Wines of Russia – Nature’s Melody).

Директор департамента продаж HoReCa и Экспорт компании «Кубань-Вино» Эдуард Долгин, управляющий семейного предприятия «Николаев и Сыновья» Михаил Николаев и директор по развитию «Шато де Талю» Анастасия Шамрицкая поделились опытом вывода продукции на рынки Китая и Израиля и своим видением наиболее эффективных инструментов позиционирования. О стратегиях продаж и тактиках закрепления на китайском и израильском рынках рассказали председатель правления Shanghai HaiMeng Kaiyunbao Trade Уилл Монкайо и менеджер направления вина и спиртосодержащих напитков Eurostandart Ltd. Арье Лакунишок.

Участники панельной дискуссии выразили уверенность, что без кооперации производителей и поддержки государства будет крайне сложно закрепиться на приоритетных экспортных направлениях. Единая программа продвижения должна включать совместную маркетинговую кампанию, целью которой станет повышение осведомленности зарубежных покупателей о качестве и уникальности российского вина.

(Источник: Управление внешних коммуникаций Федерального центра «Агроэкспорт»).

Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.