«Едят даже хомячки и снегири»: что надо знать о сити-фермах и их продукции
Ещё несколько лет назад словами «вертикальная ферма», «сити-ферма» можно было заставить задуматься, пожалуй, даже образованного человека, то сейчас ведение компактного, эффективного сельского хозяйства в городской среде стало модным трендом, привлекающем инвестиции и амбициозных предпринимателей. А сами горожане с удовольствием потребляют их продукцию в салатах и смузи. Спрос на зеленые культуры растёт, что и является главным драйвером отрасли. Россельхозбанк рассказывает, что выращивают на сити-фермах и знакомит с реально работающими бизнес-моделями.
Почему вертикальное-фермерство будет востребованным
1) эргономичность – каждая единица площади выращивания на вертикальной ферме позволяет освободить 10-20 единиц земли той же площади, занятой под сельское хозяйство;
2) экономия природных ресурсов (требуют на 90% меньше воды, чем традиционные фермы);
3) устойчивость к вредителям за счет закрытого автоматизированного микроклимата;
4) низкий риск потери урожая, так как встроенные датчики анализируют состояние почвы и растений, а специальные программы регулируют вентиляцию, температуру, освещение и полив.
Что растёт на сити-фермах
Технология позволяет выращивать многие культуры: зелень, травы, клубнику, баклажаны, грибы. Среди ягод популярны жимолость и земляника. Также можно культивировать цветы, например, тюльпаны, нарциссы, герберы. Популярными травами для выращивания являются мята и базилик, а среди салатов – руккола и айсберг.
А поподробнее про зелень?
Россельхозбанк подсчитал, что к 2030 году жители городов России будут съедать в среднем 12 кг свежей зелени в год вместо 7-8 кг в год сейчас. В ближайшие 10 лет рынок зеленых культур будет расти опережающими рынок темпами, а сегмент салатной зелени будет составлять 75-80% российского рынка зеленых культур.
Наиболее высокие темпы роста в ближайшие 10 лет будут показывать производства зелени и салатов, выращенных на вертикальных фермах. Развитие технологий вертикального фермерства позволит выращивать овощи и зелень в любых климатических условиях, что станет особенно актуально в регионах, где тепличное овощеводство и овощеводство открытого грунта нерентабельно или затруднено из-за суровых климатических условий - например, на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале.
Я хочу сити-ферму. Чего ожидать – смотрим на примере действующих ферм
В первую очередь, необходимо понимать порог входа на рынок. Сами участники рынка оценивают его по-разному, учитывая различные факторы.
Так, по мнению основательницы ижевской сити-фермы «Зелёная фея» Марии Дмитриевой, которая сейчас получает дополнительный опыт в «Школе фермера» РСХБ, для запуска бизнеса может хватить 500 тысяч рублей.
По словам Марии, в месяц можно рассчитывать на выручку до 150 тыс. рублей, а сам бизнес окупает себя за 2 года.
При планировании бизнеса обязательно нужно понимать каналы сбыта и изучить спрос – то есть иметь представления о клиентах. Мария содержит собственный розничный магазин, участвует в ярмарках, в том числе на «Вкусных пятница» РСХБ, продвигает свой бренд через социальные сети и маркетплейс фермерской продукции Своё Родное.
Продукцией фермы пользуются рестораны, кафе, просто обычные люди – и не только!
«Среди моих клиентов даже хомячки и снегири», – рассказывает Мария.
Успешный опыт других участников рынка подтверждает, что порог входа в бизнес зависит от выбранных культур для выращивания: так, в 60 тысяч рублей обойдётся 1 гидропонная установка стеллажного типа, а вот профессиональная всесезонная теплица на 450 квадратных метра потребует 5-6 млн рублей без учёта стоимости участка.
По оценкам экспертов РСХБ, верхний порог входа в сити-фермерство редко превышает 10 млн рублей.
АО «Россельхозбанк». Генеральная лицензия Банка России № 3349 от 12.08.2015 г. Реклама.ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890; юр. адрес: 119034, г. Москва, Гагаринский переулок, д. 3.
LdtCK7uEU