Войти в почту

На Чукотке вас угостят кислой кровью и нерпичьими лапками

Чукотская кухня стала основной темой международной научной конференции "Вкус Заполярья", прошедшей в Анадыре. Блюда северного народа могут удивить и даже шокировать неподготовленного едока. Но это традиции, сформированные в очень суровых краях, и без такой пищи выжить здесь было бы невозможно. А сами чукчи о своей еде отзываются с неподдельным восторгом.

На Чукотке вас угостят кислой кровью и нерпичьими лапками
© Российская Газета

Витамины под ногами

Важную роль в жизни чукчей играют растения. Казалось бы, из-за сурового климата Арктика не богата флорой. Но главный хранитель музейного центра "Наследие Чукотки" Анна Лебединская утверждает: коренные народы испокон веков заготавливали на зиму различные травы и ягоды, употребляли их в сыром или вареном виде, применяя не только в пищу, но и в качестве лекарств.

- Современные дети очень мало знают о свойствах растений, - сетует специалист. - Им известно, что брусника или голубика - это просто вкусные ягоды. Между тем брусника очень эффективна при воспалительных процессах, обладает бактерицидными и антисептическими свойствами. Отвар из ее листьев помогает при заболеваниях почек, диабете, ревматизме. А ягоды - при туберкулезе. Их сок хорош при повышенном артериальном давлении.

Русская Кошка

Галина Нотатынагиргина известна на Чукотке как хранительница местных традиций. Выросла она в тундре, на берегу Анадырского залива, в месте под названием Русская Кошка. Такое имя ему дал в середине XVII века землепроходец Семен Дежнев. Причем кошка - это не животное, а коса. Для сравнения, на Чукотке есть и Американская Кошка.

Галина Нотатынагиргина также является членом Региональной общественной организации любителей чукотского языка "Родное слово - Чычеткин вэтгав" и педагогом Дворца детского и юношеского творчества Анадыря.

- Ко мне ходят дети разных национальностей. Я знакомлю их с традиционной культурой в целом, в том числе с кухней коренных народов Чукотки. Это здоровая пища, которая растет прямо под ногами - те же листья, коренья. И мы стараемся детям дать эти знания, - рассказала Галина Нотатынагиргина. - Как известно, в регионе занимаются охотой, рыболовством, оленеводством, а также сбором дикоросов. Поэтому в основу многих традиционных блюд вошли такие продукты, как мясо птицы, оленя, морского зверя, рыба и, конечно же, их жир и внутренности. В качестве пряностей используются травы, растущие на нагорьях.

Галина Ивановна рассказала о блюде, которое считают атрибутом Праздника Солнца. Называется оно кымкым, а для приготовления его чукчи используют мясо, почки, сердце, печень и жир оленя. По словам хранительницы традиций, все эти ингредиенты легко усваиваются желудком.

Горячая уха - что может быть вкуснее? Фото: РИАН

Член региональной общественной организации любителей чукотского языка "Родное слово", автор русско-чукотских словарей Григорий Ранаврольтын выступил с докладом, который на конференции слушали затаив дыхание. Ведь рассказывал он о каше из манялы - то есть из содержимого желудка оленя. По словам Григория Ивановича, это блюдо очень полезное и калорийное.

Кислая кровь

Член той же организации Антонина Кергитваль поведала, как чукчи используют кислую кровь оленей.

Оленеводы сохраняют дериваты животных: ноги, губы и хвосты. Состригают шерсть - раньше это делали ножом, но сейчас применяют и ножницы. Затем опаливают на костре и чистят. После заливают холодной водой и оставляют на день-два. Все лишнее всплывает наверх, и воду сливают.

- Дериваты хорошенько чистят: губы режут, а ноги обстукивают молотком, чтобы отделить копытца. Хотя моя мама любила и копытца грызть, наверное, они тоже полезны. Все это кладется в большую кастрюлю. Причем только эмалированную. Туда добавляется кровь оленей, которая хранится еще с зимнего забоя. Блюдо настаивается неделю или две - в зависимости от погоды, - рассказывает Антонина Кергитваль. - Еще в него добавляли печень. Ее можно жарить, а можно есть сырой. Я люблю, когда она не жареная, а просто порезанная - вкуснятина! Некоторые кладут также порезанные на кусочки легкие, а кто-то - почки. Режут в расчете на то, чтобы могли есть и пожилые люди, - мелкими кусками.

Блюдо употребляют в пищу несколько месяцев. Например, когда появляется щавель, добавляют его листья. К середине лета поспевает морошка. К этому времени оленьи губы, ноги и хвосты, как правило, уже съедены, но еще остается кислая кровь. Если ею залить ягоду, то получается, по мнению местных жителей, настоящее объедение.

Мясо моржа морские охотники могут есть сырым прямо на берегу, после удачной охоты. Строганина - в почете у многих народов Севера. Фото: РИАН

Антонина Кергитваль поделилась удивительной историей из жизни. В молодости она с мужем покинула Чукотку, уехав учиться "на материк". Оставшись без привычной северной пищи, девушка не могла есть ничего, кроме мороженых яблок, черного хлеба и конфет "Мишка на Севере". Увидев это, супруг увез ее на малую родину. Оказавшись дома, студентка в течение нескольких дней дожидалась своих любимых кислых нерпичьих лапок, которые готовила мама. И с тех пор как отведала их, может есть все.

Кстати

Самогон из Италии

Конференция получилась весьма представительной, ведь в режиме онлайн ее участниками стали и светила отечественной науки, и видные ученые из зарубежных стран. Итальянский антрополог из города Аритцо Армандо Мажиа, представляющий Этнографический музей сардинской горской культуры, рассказал о социальных функциях самогона на Сардинии. Тема доклада Ярославы Панаковой из Института этнологии и социальной антропологии Словацкой академии наук в Братиславе звучала как "Какая еда мне нравится - кто я? Мультисенсорный подход". Изучающая народы Арктики Джессика Канторович из Чикагского университета, находясь в Гренландии, записала видеодоклад о социолингвистических исследованиях, проведенных на Чукотке. Планировалось выступление хорошо известного в регионе французского филолога Шарля Вентсена, много лет прожившего на Севере. Он должен был рассказать о терминологии питания в чукотском языке, но заболел и не смог принять участие в конференции. Представили свои доклады и российские ученые Института этнологии и антропологии РАН, департамента истории Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств Высшей школы экономики.