«Айпад» или «айбат»: как за год изменилась жизнь предпринимателя из Уфы, который попал на прямую линию с президентом
Сколько сейчас у вас точек? — Сейчас у нас открылась пятая точка: три – своих, две – по франшизе. Еще две точки находятся на стадии строительства. Пока они все в Уфе. Есть интересующиеся люди, которые хотят открыть «Айбат Халляр» в других регионах? — Да, конечно. Звонили со многих регионов России. Но сейчас пока развиваемся по Башкирии. Я в один момент решил, что нужно все-таки докрутить франшизу, потому что много чего меняли в управлении, и был момент, когда франшизу мы поставили на «стоп». Но решили вновь этим заняться. Ведем переговоры с Санкт-Петербургом, есть вопрос по Стерлитамаку – это второй по величине город в Башкирии. Плюс мы размещены на международном портале с франшизами, оттуда нам приходят заявки со всего мира – в основном с Азии, Востока, Запада. Хотим взять одну в работу, но пока не буду говорить откуда конкретно. Почему решили выбрать именно национальный фастфуд? Как вообще пришли к такой концепции заведений? — Изначально хотел делать что-то с шаурмой, какую-то необычную, уникальную. Но потом пришел к выводу, что весь стритфуд в Уфе основан на шаурме. И начал думать в другую сторону. Искал что-то такое близкое по духу и решил попробовать формат кыстыбый. Очень часто я готовил их дома. Мои мама и нэнэйка (бабушка по-башкирски – Прим. ред.) мне постоянно сырое тесто откладывали для лепешек, и я его раскатывал. Было вкусно и удобно. Я решил тестово обкатать эту задумку на различных фестивалях. И когда на первом мероприятии мы продали 400 порций, несмотря на то что мы даже не были подготовлены к такому ажиотажу, поняли, что людям интересно. И я подумал: «Значит буду в этом направлении двигаться!» Ну и конечно, это все-таки мое родное. И это отражается во мне: я обожаю кыстыбый, эти лепешки, все детство ел и до сих пор ем. Это ведь наша культура, а городской молодежи это, например, сложно привить. Им нужно это каким-то необычным способом преподносить. И мы этим тоже косвенно занимаемся, чувствую результат. Спустя небольшое время после открытия заведения наступила пандемия. Как пережили эти сложные времена, не хотели все бросить и вообще другим чем-то заняться? — Я тогда понимал, что тяжело всем. Желания бросить все не было, скорее возникали мысли: «А что будет дальше?». Мы думали, как это все адаптировать в короткие сроки, вместе с коллегами изобретали разные пути, налаживали систему доставки. Мне кажется, у нас мозг так заточен, что лучше придумать что-то новое, нежели опустить руки. Вы успешно смогли преодолеть эти карантинные трудности и действительно пришли к хорошим результатам. У вас хорошие отзывы, интересные позиции. Что считаете главным секретом успеха проекта? — Здесь целая комбинация этих секретов, один выделить сложно. Во-первых, интересная ниша – мы делаем какой-то новый продукт, нешаблонный. Во-вторых, это завязано все же вокруг меня, того, что я люблю делать. Есть уровень доверия к личному бренду в целом. Мы хотели сделать модно, интересно и ярко. Так, чтобы в глаза бросалось. Можно ли сказать, что участие в прямой линии с президентом стало одним из главных, если не ключевых, факторов, который помог развиваться вашим заведениям? — Вообще да, после прямого эфира у нас случился такой ажиотаж. К нам начали приезжать со всей Уфы, со всех районов Башкирии, были огромные очереди. С одной стороны, было очень круто, выручка взлетела до небес. А с другой стороны, у нас персонал был в шоке от этого: в один момент количество гостей увеличилось в 3–4 раза. Был такой хаос, но в положительном ключе. Это дало прям очень хорошую огласку, конечно. Президент не расслышал и назвал ваше заведение «Айпад халява». Использовали когда-нибудь эту ошибку в рекламных кампаниях? — В глобальных масштабах – нет. Так, где-то что-то подкололи – и все. У нас многие спрашивали, мол, а чего не использовали это как-нибудь? А у нас там ситуация была такая, что нужно было с потоком справиться, а не придумывать что-то еще. А вообще не задела вас как-то эта ошибка президента? Все-таки название ведь. — Нет, конечно, ни капли не обидно. На самом деле в прямом эфире и я его плохо слышал, и, видимо, он – меня. Получилось, что мы и перебивали друг друга немного. Ну и, в принципе, не все знатоки башкирского языка. Да и я сам картавый, тоже может быть сказалось. Год назад вы рассказывали, что региональное правительство пообещало вам помочь финансово в развитии проекта. Оказали вам эту помощь? — Нет, никто так ничем мне и не помог. Обещали-обещали, но пока все на этом этапе и подвисло. Все поздравляли, говорили вот: «Наш человек!». А на деле все оказалось как-то так. К вам в «Айбат халляр» заходят чиновники, известные люди? — Ну да, они почти все у нас были. И региональные звезды ходят, и когда привозят артистов – тоже нет-нет да заглядывают. Некоторые уже запоминают нас и доставку, например, заказывают. Недавно стендапер Сергей Орлов был в Уфе и рассказал о нас в своих соцсетях, то есть сам, по своей инициативе. Как вообще за год изменилась ваша жизнь после этого события? — У меня появился партнер, с которым мы открываем точки. Один я, наверное, не справился бы с таким объемом. Количество заведений растет, сеть развивается. Я начал выезжать на разные форумы как спикер, на ПМЭФе участвовал. В общем, у меня все идет в гору, дела идут хорошо! Планируете какие-то новые проекты или остановитесь на развитии «Айбат халляр»? — На самом деле объем работы сейчас очень большой, пока будем заниматься заведениями. Но параллельно тоже хочется что-нибудь запустить, интересно и другие направления попробовать. Думаю, что-то туристическое: может быть, глэмпинг, например. Но пока это все лишь задумки. Фото: из личного архива Марата Насхутдинова