Больше половины российских ресторанов стали предлагать отечественное вино
Больше половины ресторанов в России стали предлагать отечественное вино. Появились федеральные сети, винные карты которых состоят только из российских напитков.
Отечественное виноделие достигло небывалого расцвета. Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев привел обнадеживающие данные.
— В России сейчас насчитывается около 40 тысяч заведений, торгующих вином: кафе, ресторанов и баров. Российские вина представлены более чем в половине из них, — пояснил эксперт.
Сомелье Юлия Попова подтвердила:
— В последние годы доля отечественного алкоголя в ресторанах постоянно растет. Одна из причин состоит в ужесточении конкуренции. На рынке появляются новые производители. В результате «старичкам », чтобы выжить, приходится активно развивать и запускать интересные линейки. Прирост объемов отечественного вина каждый год составляет 10–15 процентов относительно предыдущего, — пояснила она.
Ресторатор Артем Пименов рассказал, что алкогольное меню в последние годы терпит трансформацию.
Алкоголь — не главный враг: что чаще всего приводит к проблемам с печенью
— В 1990-х рынок захлестнул какой-то «девятый вал» импортного спиртного. Кстати, далеко не всегда качественного. Дошло до того, что даже водка в ресторанах была по большей части импортной. Сейчас ее почти полностью убрали: никто не заказывает, предпочитают отечественный продукт, что в общем-то логично — за границей тоже принято пить российскую водку. А вот с вином до последних лет было не так: в ресторанах лидировали производители из Испании, Франции, Италии, Чили. Проблем было две. Первая — достаточно высокая цена. Вторая — негарантированное качество. Часто вместо качественного вина был так называемый шмурдяк — разбавленные виноматериалы.
Иными словами, вино формально было испанским, а фактически сделанным в России из импортного сырья. Эта ситуация подрывала и подрывает спрос на импортное спиртное и заставляет присмотреться к отечественному. Тем более что в последние годы его качество существенно выросло: винзаводы закупили хорошее оборудование от ведущих производителей. Плюс наше вино по определению дешевле. Ведь были выделены серьезные госсубсидии на развитие виноделия. Да и логистика куда менее затратная.
Как пояснил эксперт, вино в рестораны сейчас поставляют не только из Краснодарского края и Крыма. Среди популярных регионов уже Дагестан и Нижнее Поволжье.
— При этом появились весьма качественные и довольно дорогие вина. Многие из них не только не уступают импортным, но порой и превосходят их, — пояснил Пименов.
По словам эксперта, вино в последние годы стало напитком среднего класса.
«Начинаются проблемы»: шесть продуктов, которые лучше исключить из рациона во время магнитных бурь
— Более или менее обеспеченные и социально благополучные люди все реже пьют водку и вообще крепкое спиртное, — пояснил Пименов. — Крен смещается в сторону вина. Знатоки, как правило, предпочитают сухое. Неофиты — полусладкое.
При этом, надо понимать, наш средний класс не богатеет, и чек в ресторанах не растет — скорее, снижается. Посетители нуждаются не только в качественных, но и в относительно недорогих напитках с невысоким градусом. Ведь в ресторан обычно ходят не напиться, а посидетьпообщаться. Так что российские вина в текущей экономической и, я бы даже сказал, геополитической ситуации пришлись очень кстати.
Эксперт уверен, что доля такой отечественной продукции продолжит расти.
Россияне поддерживают запрет продажи крепкого алкоголя лицам до 21 года. К чему это может привести
— Я рад, что государство наконец-то пришло к выводу, что «вино» и «пьянство» — это разные понятия. Именно поэтому отечественное виноделие сейчас столь серьезно поддерживают, — пояснил Артем Пименов.
Минздрав предупреждает: алкоголь вредит вашему здоровью
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Мотовилов, маркетолог:
— До последних лет господствовало мнение, что отечественное вино — это дешевая жидкость из пакета, состоящая из раствора спирта и красителей. Российские вина относились к спиртному самой низкой ценовой категории и занимали примерно 10–15 процентов рынка. Ситуация стала резко меняться в 2010-х, когда государство обратило внимание на развитие отечественного виноделия. Возник феномен винного туризма — когда люди ездят по теплым регионам, смотрят, как растет виноград, как он превращается в вино.
Изменился сам стиль потребления спиртного. Его стали не просто пить, а дегустировать, сравнивать разные сорта вина. Причем люди постепенно учатся в них разбираться, осваивают «винную» терминологию. При этом понятия «российское вино» и «хорошее вино» стали сближаться.