Эксперты назвали стимулы для развития органического производства
Органические продукты питания набирают популярность среди приверженцев здорового образа жизни. Производители органик-еды считают, что приоритет такого производства - достаточно затратного с точки зрения и материальных, и трудовых ресурсов - должен быть закреплен на федеральном уровне. На полях Невского международного экологического конгресса эксперты назвали ключевые факторы роста органик-производства.
Эффект чистоты
Производители органических продуктов - от поставщиков сырья до владельцев предприятий по переработке - считают стимулом развития отрасли тренд на здоровый образ жизни. Резистентность к антибиотикам и масса аллергических реакций, которые сложно предугадать и объяснить, - бич современного человека. Причем дети страдают от этого все чаще. Первый заместитель председателя комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая на круглом столе, посвященном органическим продуктам питания, привела неутешительные данные: в настоящее время больше половины объема еды произведено с применением антибиотиков.
- Это приводит к тому, что в один момент человек начинает лечиться распространенными препаратами против какой-либо бактериальной болезни, но лекарства оказываются бессильны, - отмечает она. - Все мы сейчас живем в эпоху постантибиотиков, и доля продуктов питания, произведенных с их участием, будет расти. По прогнозам, через несколько лет этот показатель вырастет до 90 процентов.
При промышленном производстве продуктов невозможно тотально избавиться от подобных препаратов, хотя многие стараются это сделать - не только из-за опасности для здоровья человека. Такие лекарства продолжают дорожать, поэтому аграрии, которые выращивают свиней или птиц, ищут способы если не полностью исключить антибиотики из производственного цикла, то хотя бы минимизировать их применение. В ход идут повышающие иммунитет пробиотики и пребиотики, нейтрализующие болезнетворные бактерии и вирусы специально разработанные составы для обработки животноводческих комплексов, технологии, которые позволяют чаще проветривать помещения, и много чего еще. Однако огромное количество скота и птицы в одном месте - это всегда риск вспышки и быстрого распространения болезней.
В растениеводстве похожая ситуация. Пестициды и другие агрохимикаты - важный элемент производственного процесса. Они тоже достаточно затратны, но и те производители, которые в стремлении отказаться от химикатов применяют иные способы защиты растений, констатируют: и вредители, и болезни стали более устойчивы к ним, бороться нелегко.
Стратегия преследует амбициозную цель: увеличить объем органик-продуктов для внутреннего рынка в 12 раз, а для экспорта - в семь
Но и в такой ситуации число производителей органической еды неуклонно растет. Участники круглого стола привели статистические данные, что в прошлом году число производителей с органик-сертификатами выросло на 45 процентов. И этот тренд пока не меняется, несмотря на сложность самого процесса сертификации.
Стратегический момент
Не секрет, что чистая еда востребована не только на российском, но и на мировом рынке, многих производителей стимулирует именно перспектива экспорта. Однако, как отмечают эксперты, в этом вопросе важно не торопиться.
Представитель Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Олег Кобяков отмечает, что, прежде чем выступить крупным игроком на мировом рынке, России важно обеспечить органической едой саму себя. При этом до сих пор, по его словам, отечественные производители не видят тех ниш, которые могут быть весьма перспективными.
- Обратите внимание на органическое пчеловодство, - предложил он. - При этом важно понять, что органическим может быть не только мед, но и другие продукты - скажем, воск. Конечно, органика вряд ли скоро станет ведущим направлением сельского хозяйства, однако перспективы ее очень широки.
Важность темы органического производства еды подчеркнули и в профильном федеральном министерстве. Замглавы Минсельхоза РФ Максим Увайдов напомнил, что в стране разработана стратегия развития отрасли, где не только сформулированы цели, задачи, правила и ключевые показатели постоянного совершенствования производства органик-питания, но и обозначены инструменты для этого.
Ректор Белгородского аграрного университета имени Василия Горина Станислав Алейник, ставший одним из разработчиков Стратегии, отметил, что рынок самой органик-еды меняется так же стремительно, как и ситуация вокруг него. В частности, интерес к теме чистых продуктов питания настолько силен, что в учебных заведениях - как средних, так и высших - растет число студентов, которые изучают основы органического земледелия и животноводства.
- По этим программам обучаются более 15 тысяч человек, - отметил Станислав Алейник. - И это важный аспект, индикатор отзывчивости бизнеса: многие предприятия направляют своих специалистов на переподготовку как раз для этой отрасли.
И кадровая политика, и другие направления Стратегии преследуют амбициозную цель: увеличить объем органик-продуктов для внутреннего рынка в 12 раз, а для экспорта - в семь.
Хлеб всему голова
Участники рынка органик-еды отмечают, что, несмотря на растущий интерес к таким продуктам, развиваться им все равно нелегко. Первое, что отталкивает потребителя, - цена: она выше, нежели на традиционные продукты питания, и мало кто голосует рублем за органические томаты или картофель.
Производитель органического хлеба из Белгородской области Яков Резник подчеркнул, что и основной продукт на пекарне в городе Старом Осколе выпекается по старинным рецептам на опаре и чистых заквасках. Правда, об этом мало кто знает.
- Система поддержки органических производителей выстраивается на государственном уровне: производство, хранение, маркировка, транспортировка продукции - все регламентировано, - отметил Яков Резник. - А в регионах создаются условия для партнерства производителей продукции и поставщиков ингредиентов для нее. Однако всем нам важно увеличить долю органики на рынке продуктов питания. Для этого нужно популяризировать такую еду.
Белгородский предприниматель поделился и революционной идеей: необходимо полностью изменить систему закупок продукции для школ и других детских учреждений.
- Пусть главным фактором, который влияет на поставки, станет не цена, а как раз наличие органик-сертификата, - предложил он.
Наряду с этим производителей порадовали бы и налоговые преференции, и грантовая поддержка. Впрочем, как отмечает Яков Резник, последнее важно не так, как централизованные закупки. Ведь они решат государственную задачу оздоровления детей и увеличат число органик-производителей. Последнее позволит сделать более жесткой конкуренцию и на свободном рынке, а это значит, что ценник на органическую еду поползет вниз. И пусть она не будет дешевле промышленной по ряду объективных причин, но доступнее, чем сейчас, точно станет.
Экспертное сообщество пришло к выводу, что такая ситуация будет выгодна и государству в целом: люди станут более здоровыми, и бюджетные расходы на пособия по инвалидности через какое-то время сократятся. Но пока эта цель только поставлена, производители чистой и полезной еды продолжат сеять, собирать урожай, выращивать сельскохозяйственных животных, не прибегая к антибиотикам, и популяризировать свою продукцию, как умеют. У них это уже неплохо получается.