Молоко - в овраг. Из-за снижения закупочных цен российские фермеры несут убытки

<p>В обращении говорится, что в этом году закупочные цены на сырое молоко упали на 15-20%, наценки в торговых сетях при этом остались на уровне 40-70%, а на некоторые виды товаров они достигли вообще 100-150%. </p><p>Главу ФАС Максима Шаскольского, как пишет газета «Известия», первые заместители комитета Госдумы по аграрным вопросам Олег Нилов и Владимир Плотников, а также их коллеги, попросили проверить обоснованность ценообразования на молочную продукцию в стране. </p><p>У газеты имеются документы, в которых говорится, что в этом году резко снизились закупочные цены на сырое молоко, что составляет от 15 до 20%, а в некоторых регионах доход производителей составляет всего один рубль на литр. При этом в обращении депутатов приводятся данные Росстата, которые свидетельствуют: в 2022 году сельские хозяйства страны разных категорий произвели 32,98 млн. тонн молока. Прирост к 2021 году составил 638,6 тыс. тонн. </p><p>Казалось бы, при таком положении дел производство молочных продуктов должно расти, но, по данным Минсельхоза, которые публикуют «Известия», происходит обратное. В прошлом году творога было произведено меньше на 92%, кисломолочных продуктов – на 92%, йогурта – на 83%. Роста потребления молочных продуктов не наблюдается, как сообщают парламентарии в своем обращении, по довольно простой причине - наценка на продукцию в торговых сетях колеблется от 40 до 150% в зависимости от вида товара, что делает эти продукты почти недоступными для широких слоев населения. Именно поэтому депутаты Госдумы просят ФАС проверить, как именно происходит ценообразование молочной продукции. </p><p><b>Легче вылить молоко на улицу</b> </p><p>Член комитета Госдумы по аграрным вопросам, депутат Сергей Лисовский в ходе встречи в ГД с главой ФАС сообщил, что цена на сырое молоко падает, в ряде областей она стала ниже на четверть, а вот в торговых сетях цена остается прежней или даже поднимается. В качестве примера Лисовский привел такой факт: в подобной ситуации аграрии выливают молоко на улицу. Известен случай, когда в Лопатинском районе Пензенской области цистерну молока просто вылили в овраг. Об этом сообщили в газете «Пенза – наш дом», снабдив материал фотографиями. При этом первый зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Олег Нилов подтвердил, что подобная ситуация сегодня складывается во многих регионах страны. </p><p>Молоко у аграриев закупают по цене около 17 рублей за литр, а в торговой сети продают по 70-80 рублей. При этом не идет в расчет более дорогая молочная продукция, потребление которой в стране из-за сокращения доходов населения упало. </p><p><b>Коров пустить под нож?</b> </p><p>В некоторых регионах, как пишет «Комсомольская правда», закупают сырое молоко ниже себестоимости, а это приводит к тому, что содержать коров и производить продукцию становится невыгодно. У животноводов резко сокращаются доходы, что заставляет их все чаще задумываться о том, а не отправить ли буренок под нож. Доход с литра молока во многих регионах едва составляет один рубль, а в Алтайском крае и Чувашии и того меньше. Закупочные цены обрушились, а стоимость кормов, удобрений и солярки при этом только растет. Для того, чтобы выкрутиться из такой ситуации, аграрии взяли кредиты, а прибыли нет, отдавать нечем. Выход здесь для производителей один – продать крупный рогатый скот на мясо. Наблюдается и другая тревожная тенденция, как сообщает «КП», - дойное стадо в России «ежегодно уменьшается в среднем на 100 тыс. голов». При этом надо учесть, что летом закупочные цены традиционно падают на фоне удорожания всех составляющих производства продукции. </p><p><b>Конкуренция снижается</b> </p><p>«Новые Известия» приводят такие данные: «по стране ТОП-20 крупнейших переработчиков молока занимают только 30% рынка, а 73% продаж питьевых йогуртов в натуральном выражении контролируют две компании». И эти компании – зарубежные. Речь в данном случае идет о предприятиях «Данон» и «Вимм-Билль-Данн» - дочке PepsiCo. Такое положение дел вполне устраивает промышленные предприятия, ведь они меньше производят продукции, а получают за это больше прибыли. Как пишут «Новые Известия», рынок молочной продукции в России «напоминает дикий запад». При этом каждый выживает, как может. Однако фермеры долго не смогут продавать молоко ниже себестоимости, и если закупочные цены не поднимутся, то они просто-напросто разорятся. При этом надо учитывать, что иностранные перерабатывающие предприятия хотят уйти с нашего рынка, они уже ищут новых покупателей на свои производственные мощности. Поэтому впереди, вполне возможно, слияние компаний, поглощение неконкурентоспособных игроков рынка, а в результате конкуренция еще уменьшится. </p><p><b>Какой же выход из создавшейся ситуации? Что думают эксперты?</b> </p><p>Глава совета Молочного союза России Людмила Маницкая уверена, как пишет «Комсомольская правда», что следует ограничить наценку торговых сетей. Тревожные сигналы, по ее словам, поступают из Татарстана, Красноярского и Краснодарского краев, из Вологодской и Тульской областей, а также из других субъектов РФ. Основные факторы падения спроса - продуктовая инфляция, а торговые сети при этом устанавливают такие цены, что «фактически управляют ассортиментом молочного производства». Маницкая видит выход в усилении мер господдержки, включая целевое дополнительное субсидирование производства на 1 кг молока, чтобы можно было хотя бы частично покрыть потери от снижения закупочных цен. Можно также изменить положение, по ее мнению, путем запрета использования заменителей молочного жира – растительных масел, а также установить торговые наценки розничных сетей не более 35%. </p><p>Кроме того, Маницкая предлагает развивать социальный проект «Школьное молоко». Его суть заключается в том, чтобы школьникам выдавать к основному рациону стакан молока – 200 мл. Когда широко действовала эта программа, то в 55 регионах она охватывала 20 млн. школьников. Сейчас эта программа работает не более в 18 регионах. Основная проблема заключается, как считает Маницкая, в финансировании, потому что региональные бюджеты на этом экономят. </p><p>По словам аграрного эксперта, главы ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Калужской области Бабкена Испиряна, выход из ситуации – создание молочниками своей собственной переработки. Это вполне можно сделать, создавая кооперативы. Ведь больше всего страдают при этом небольшие хозяйства, у которых нет своей переработки. Именно они очень сильно зависят от закупок продукции и переработчиков. Если же будет налажен выпуск готовой продукции, то производители смогут ее продавать напрямую в торговую сеть, минуя поставщиков. Все будут в выигрыше – готовая продукция будет дешевле, а фермеры получат хорошую прибыль и смогут развиваться. </p><p>Как видим, эксперты видят реальные пути выхода из создавшейся ситуации, но это, надо признать, довольно длительный процесс. И здесь самое главное – поддержать производителей, чтобы они от отчаяния не отправили на убой дойное стадо, на восстановление которого потребуются годы.</p>

Молоко - в овраг. Из-за снижения закупочных цен российские фермеры несут убытки
© Век