McDonald’s умудрились по ветру пустить
Цены в бывших ресторанах сети McDonald’s, которые нынче работают под брендом «Вкусно – и точка», на днях существенно вырастут. Российские бизнесмены пускают на ветер богатейшее наследие американской сети фастфуда, то есть теряют доставшуюся им клиентскую базу. Три с лишним десятилетия янки приучали русских к своей «антиеде», причём вполне успешно. Отучить можем менее чем за год – уже почти получилось.
«Цены в кафе изменятся в связи с ростом себестоимости продукции», – заявили в компании. И обозначили повышение в 6%. Правда, тут же появилась информация, что всё подорожает больше – до 8%.
Какой такой рост себестоимости – не очень понятно. Оптовые цены на все продукты питания в РФ сейчас стоят или даже падают, основных причин тут две.
Во-первых, это снижение покупательной способности населения – люди экономят на продуктах питания, и обороты ритейлеров в минусе.
Во-вторых, несмотря на рост экспорта ещё ощущаются последствия рекордного урожая-2022, причём не только по пшенице. Цены на зерно уже упали в два раза, стоимость иных продуктовых товаров также невысока.
«Мы не фиксируем повышения цен на продукты, сейчас довольно-таки стабильный период. В целом мы не видим предпосылок к тому, чтобы повышались цены. Растёт курс, но это может сказываться только на импортных продуктах питания, а у нас 85% продуктов питания на полке отечественного производства», – считает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.
Для крупной структуры, которая оптом закупает огромные объёмы продуктов, нет никаких проблем «продавить» выгодные цены. И поставщики ещё будут рады, так как по многим позициям откровенное затоваривание. Соответственно, можно «заморозить» или даже снизить цены, то есть начать зарабатывать не на больших наценках, а на росте оборота – как это делается во всём мире.
Однако действия российских бизнес-умников – не только нелогичны, они вообще попахивают патологией.
Осенью 2022 года «Вкусно – и точка» уже поднимала цены на 8-10%, в итоге по сравнению с теми, что были у американцев, уже к Новому 2023 году они стали выше на 25-30%. Чем неприятно поразили публику – выручка заметно упала. В итоге год был закончен с убытком в 11,3 млрд рублей, тогда как в 2021-м иностранцы заработали 2 млрд рублей.
У иных компаний такого нет. Burger King увеличил выручку на 40%, прибыль – в два раза до 2,5 млрд рублей. У KFC минус 6% по выручке, но прибыль есть – 1 млрд рублей, она практически не снизилась. Хотя год был сложный у всех, бизнес перерегистрировался на иные юрлица, какие-то точки пришлось закрывать, в общем, затрат хватало. Но как-то справились. Говорить о росте качества блюд не приходится, скорее наоборот, но столь тотального бегства клиентуры пока не наблюдается.
Стоимость продажи своей российской сети ресторанов McDonald’s не раскрывает, но речь явно идёт минимум о сотнях миллионов долларов. В договоре предусмотрена возможность обратного выкупа американцами этого бизнеса, но есть все ощущения, что выкупать будет нечего. «Покупаю по 100 рублей, продаю по 300, вот на эти 2% и живу» — старая шутка про «новых русских», увы, актуальна и по сей день. «Бабло» нужно быстро «отбивать», собственно, этим и пытаются все заниматься. Как раз по вышеозначенному рецепту. Пока получается не очень.
В чём-то оно и к лучшему. McDonald’s в СССР-РФ был отнюдь не только коммерческим проектом, в первую очередь речь шла о переформатировании нашего сознания, о создании образа «добрых дядюшек американцев». Прежде всего, у детей и молодёжи. Это и всякие игрушки, и детские праздники в заведениях (договорённости со школами), весёлые клоуны, которые дарят малышам всякие безделушки, «вражеская» музыка, и т. д. Даже «прогрессивные молодёжные свадьбы» в McDonald’s – были и такие. Сейчас всего этого нет, и кто-то данному факту радуется.
Да, идеологический прессинг ушёл, это хорошо. Но что ещё ушло с ним? Прежде всего, стандартная еда, в которой можно быть уверенным. Не важно, в какой точке планеты вы находитесь, блюда в McDonald’s одинаковые. Не очень полезные, но вполне себе безопасные – точно не отравитесь. Это, увы, уже в прошлом.
В настоящем же всем стала заметна неспособность российских бизнесменов создать что-то позитивное. Даже получив в свои руки такой привлекательный актив. В целом получился очень болезненный удар по нашему национальному самосознанию – «ничего не можем, ничего не умеем».
Иногда в голову даже приходит парадоксальная мысль о том, что вся эта сделка была тщательно спланированной диверсией. Сеть отдали на растерзание, дабы жадные русские начали топить то, что в принципе очень сложно на дно пустить. И в нашей стране по этому поводу случилась бы национальная трагедия – «даже гамбургеры мы заворачивать не умеем». Почти как в известной современной сказочке про печенье «Анёла» и омбудсмена. Фантастика, конечно, но какая-то печальная...
«Вкусно – и точка» уже стала успешнее, чем McDonald's в России. Словосочетание «Вкусно – и точка» стало настолько запоминающимся, что ещё до запуска рекламной кампании, наверное, вся страна уже о нем говорила», – вещает в интервью генеральный директор компании Олег Пароев.
Да, говорила. Но не очень лестно.
«С самого начала трансформация “Макдоналдса” пошла по тревожному сценарию. Не хотелось, конечно, верить в плохого сценариста, поэтому даже на этапе выбора названия будущей сети все мы надеялись, что вот сейчас как выстрелят... Но потом они что-то регистрируют и ну, вдруг?.. Но нет – самое дурацкое название из всех дурацких», – говорит питерский ресторатор Александр Затуливетров.
А далее — всё по законам российского бизнеса. Слать клиентов с их претензиями по известному короткому простонародному адресу, «кроить» на себестоимости и задирать цены.
«Спасибо за Ваше обращение в компанию “Вкусно — и точка”. Сожалеем, что Вы остались не довольны посещением предприятия. Если вам кажется, что качество данного продукта не соответствует нашим стандартам, рекомендуем сразу же обратиться к менеджеру с продуктом и чеком для решения вопроса», – вот типичный ответ на претензию клиента.
Это больше смахивает на издевательство.
«Во всех толковых словарях слово “бизнес” расшифровывается как деятельность, нацеленная на получение прибыли. Все остальные цели – по остаточному принципу. Всё остальное воспринимается как издержки и минимизируется ради максимизации прибыли, присваиваемой (приватизируемой) владельцем средств производства (называемым также работодателем, или капиталистом). Это азы политэкономии капитализма. Но они в полной мере объясняют устройство нынешней экономической модели России. Словосочетание “созидательный предпринимательский труд” выглядит как оксюморон (сочетание несочетаемого). Там, где имеет место предпринимательство, созидания быть не может. Там может быть лишь перераспределение уже имеющегося богатства (путем спекуляций, обманов, хищений, азартных игр на фондовой бирже, взимания ростовщического процента и др.). Ту деятельность, которая является предпринимательством в прямом смысле слова, “трудом” назвать никак нельзя. Это, скорее, воровство чужого труда», – объясняет доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
Собственно, вот вам и причина того, что происходит с бывшим российским McDonald’s. Он достался бизнесменам-предпринимателям, и они действуют строго в соответствии со своей логикой. На Западе их коллеги ничуть не лучше, но заметно цивилизованней. И там законы худо-бедно работают. Потому McDonald’s и преуспевает.
Проблема, как несложно догадаться, концептуальная – системная. В данном конкретном случае – разорятся, и ладно. Главное, чтобы не стали клянчить бюджетные деньги на «поддержку бизнеса». Но в целом хорошего мало – у руля российской псевдоэкономики как раз такие вот «бизнесмены», которые думают лишь о том, чтобы побыстрей и побольше хапнуть. Получить пресловутую прибыль. И не более того. Всё остальное «издержки», мы с вами – простые граждане – тоже. Нас можно только обирать и посылать. Но народу как-то всё это начинает надоедать.