Российские аграрии вывели шампиньоны в лидеры рынка

Самые популярные сейчас грибы – шампиньоны, которые наполнили рынок благодаря появлению современных отечественных агроферм. Таких, как флагманская «Грибная радуга» бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова.

Российские аграрии вывели шампиньоны в лидеры рынка
© АГРОXXI

«И зимой съел бы грибок, да снег глубок», - старая русская поговорка про сезонность грибного стола не актуальна. Свежие грибы теперь доступны круглый год и практически в любом продуктовом магазине. Конечно, это не лесные грибы, а те, которые люди научились выращивать в теплицах. В прошлом году россияне впервые съели больше кило свежих шампиньонов на человека и это явно не предел. Аппетит, как водится, приходит во время еды.

Съедим и больше

В 2022 году в России было реализовано более 150 тысяч тонн свежих грибов и 66 тысяч тонн переработанных (замороженных и консервированных). Всего более 216 тысяч тонн и это рекордные показатели. В пересчете на 146 млн россиян получается, что каждый из нас съел около полутора кг грибов (по данным отраслевого издания «Школа грибоводства»). Грибное изобилие, которое характерно для нашего рынка в последние годы, достигнуто за счет культивируемых (тепличных) грибов. Вне конкуренции – шампиньоны, продажи которых превышают 90% в сегменте свежих грибов. Главная отечественная грибная поляна находится недалеко от Курска, где расположены тепличные мощности компании Александра Удодова и Олега Логвинова. Там выращивают каждый пятый шампиньон, который продается в России.

По итогам прошлого года объем потребления свежих шампиньонов подрос еще на 11% и приблизился к 150 тысячам тонн (в среднем 1,01 кг на человека). Это хорошо, а еще лучше то, что около 90% этих шампиньонов выращено в нашей стране, остальные импортируются из Беларуси и чуть-чуть из Китая. Так было не всегда, более того, все было совсем по-другому. До 2014 года на нашем рынке господствовали польские шампиньоны с долей примерно в 90%, собственное грибоводство было хилым и едва попадало двадцатку рейтинга европейских стран. Запрет на импорт дорогих и не всегда качественных грибов из Европы изменил ситуацию. Заниматься грибным бизнесом стало выгодно, в отрасль пришли инвесторы, в том числе, из других сегментов экономики. Тот же Александр Удодов до старта своего грибного проекта занимался девелопментом и логистикой. В результате были запущены мощные тепличные комплексы, а урожаи шампиньонов выросли на 1500%. Это привело к росту потребления свежих шампиньонов, которое 2016 года выросло более, чем в три раза - с 0,3 кг до 1,01 кг. Для сравнения культивируемой вешенки (второй по популярности гриб на рынке) россияне в прошлом году съели по 30 грамм на каждого, а лесных грибов согласно Росстату (эта статистика, конечно, неполная) по 5 грамм на человека.

Россияне предпочитают покупать шампиньоны именно в свежем виде. Потребление «заморозки» и консерв в прошлом году составило всего 4 тысячи тонн, почти в 40 раз меньше потребления свежих. Согласно опросу «Ромира», проведенного по заказу «ШГ», мы покупаем шампиньоны, во-первых, для приготовления основного блюда (39% опрошенных), во-вторых, для приготовления закусок и салатов (35%), в-третьих, чтобы сделать привычные блюда вкуснее (23%). Кроме того, 22 % респондентов приобретают шампиньоны для приготовления чего-то нового или необычного, 10% - ради полезных микроэлементов и витаминов и 7% - в качестве замены мяса. В ходе опроса можно было выбирать несколько вариантов ответа. Ожидается, что популярность свежих шампиньонов будет расти и уже в следующем году среднедушевое потребление достигнет 1,3 кг на человека. Тем не менее, это все еще будет значительно ниже европейских и тем более азиатских норм. В компании Удодова и Логвинова уверены, что грибной рынок далек от насыщения и ждут в ближайшие годы увеличения объемов отечественного производства шампиньонов.

Грибное изобилие в шаговой доступности

Возможно, вы никогда не задумывались об этом, но грибы, наверное, самые загадочные создания природы. Начать с того, что, со времен Аристотеля, те, кто их исследовал не могли понять, растения они или животные. Дело в том, что у них есть свойства и тех, и других. А может это вообще сгустки влаги, как писал один средневековый биолог. Большинство, включая создателя единой системы классификации растительного и животного миров Карла Линнея, считало грибы все-таки растениями. Но твердой уверенности в этом не было. В конце концов, во второй половине 20-го века было решено выделить грибы в отдельное природное Царство, наряду с Царством растений и Царством животных. Считается, что на нашей планете грибы существуют 600 млн лет, вполне возможно, что они были одним из первых продуктов в рационе человека. На данный момент наукой изучено около ста тысяч видов грибов, по большому счету это капля в море ведь грибных видов существует полтора миллиона. Первые сведения о шампиньонах, которые выращивают в нашей стране «Грибная радуга» Удодова и Логвинова и еще несколько десятков агроферм, относятся к 17-му веку, они были культивированы во Франции и Италии. Помимо Агарикус биспорус (научное название культивируемого шампиньона) люди научились искусственно выращивать еще пару десятков видов грибов, но аппетитные белые и коричневые Агарикус вне конкуренции и занимают более 60% мирового рынка.

Прогнозируется, что к 2028 году объем мирового рынка культивированных грибов вырастет более чем в 1,5 раза и достигнет $80 млрд при среднем ежегодном темпе роста на 7%. Главным драйвером стало увеличение спроса на полезные для здоровья продукты, к которым грибы несомненно относятся. Кроме того, правительства многих стран вкладывают значительные средства и реализуют инициативы, направленные на поддержку выращивания грибов. 7% в год это усредненный прогноз, в реальности дела в разных странах обстоят по-разному. Например, в ЕС после 2014 года грибной рынок топчется на месте. А в России, наоборот, за это же время собственное грибное производство увеличилось в 18 раз. Компания Александра Удодова и Олега Логвинова первые шампиньоны вырастила летом 2017 года, объем инвестиций превысил 10 млрд. рублей, создано полторы тысячи рабочих мест. Курская компания каждый день поставляет на рынок 90 тонн свежей продукции.

На столах россиян грибы всегда занимали почетное место. До недавнего времени они были сезонным продуктом, летом и осенью леса наполнялись внимательными и спокойными любителями «тихой охоты». Нужно было успеть собрать и поесть свеженьких грибочков и засолить, засушить их на зиму. Сегодня, благодаря появлению «грибных фабрик» традиционный уклад изменился. Шампиньоны и другие культивируемые грибы доступны круглый год и в ближайших супермаркетах. В корпоративном кафе компании Удодова и Логвинова не один день не обходится без блюд из выращенных здесь же шампиньонов. Выглядят они, надо признаться, очень аппетитно.

Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.