В сфере торговли Башкирии будут развивать каналы дистрибуции

В дни работы Х Форума регионов России и Беларуси в Уфе открылся магазин белорусских товаров в формате "у дома". Продукция дружественной страны продается в нашей республике повсеместно, а вот могут ли наши производители похвастаться тем, что их товары так же широко представлены в Беларуси? С этого вопроса начался наш разговор с министром торговли и услуг Республики Башкортостан Алексеем Гусевым.

В сфере торговли Башкирии будут развивать каналы дистрибуции
© Российская Газета

Алексей Николаевич, чему нам не мешало бы поучиться у белорусских партнеров, чтобы так же активно торговать?

Алексей Гусев: В первую очередь - развитию каналов дистрибуции. То, что белорусское продается повсеместно, говорит о том, что наши партнеры - успешные коммерсанты. Товары разных категорий на наш рынок поставляет очень большая дистрибьюторская сеть.

Ни один фермер свои небольшие объемы продукции в ту же Беларусь не повезет - на выходе будет нереальный ценник. Создание же дистрибьюторской сети, которая аккумулирует продукцию, выполняет функции складской, транспортной и комплектовочной логистики, доставки, - совсем другое дело. Но логистический сегмент у нас в большом дефиците.

Для сравнения: в Казани 800 тысяч квадратных метров складских комплексов, в Екатеринбурге - 1,6 миллиона, а у нас складских помещений класса А чуть более 120 тысяч "квадратов". А ведь наш регион расположен очень удобно, в окружении пяти городов-миллионников. В радиусе 500 километров от Уфы проживает 27 миллионов человек. Это более 15 процентов населения России, огромный рынок потребления, который составляет 15 процентов объема опта и 11 процентов - розницы. Так что республика в этом плане со стороны бизнеса недооценена.

Как же встроить ее в крупные товаропроводящие каналы?

Алексей Гусев: Мы работаем над этим. В 2022 году по нашей инициативе депутаты курултая внесли изменения в республиканские нормативные акты. Сегодня сфера торговли, а сюда попадают и объекты логистической инфраструктуры, включена в число приоритетных. То есть инвестор, который вкладывается в данную отрасль, получает те же меры поддержки, что и тот, который строит производство или развивает сельское хозяйство. Это возможность получить участок без торгов, компенсация части затрат на инженерную инфраструктуру, льготный налоговый период.

Одна из сегодняшних реалий - ретейл уходит с рынка и оставляет торговые помещения, которые со временем ветшают. Свободные площади есть во многих крупных торговых центрах. Они что, не нужны?

Алексей Гусев: Я не замечаю, что у нас есть вакуум, который длительное время не заполняется. Одни уходят, другие приходят. Иностранные компании находят способ передать свой бизнес нашим, ведь они слишком долго завоевывали рынок, чтобы так просто с него уйти. Рынок чутко реагирует на спрос. Когда он повышается, становится больше предложения, спрос сужается - и предложение тоже.

Во время пандемии был дан импульс развитию интернет-торговли, в которую включились и наши торговые сети. Какую долю в товарообороте уже занимает электронная коммерция и появится ли в Башкирии свой маркетплейс?

Алексей Гусев: Сфера e-commerce выросла в пять раз, но все равно она пока занимает лишь 7 - 8 процентов всего товарооборота, тогда как в Европе - около 30 процентов. Что касается республиканского маркетплейса, то мы его разрабатываем. Он будет называться "Башмаркет". Но проект должен быть интересен коммерческим партнерам. С нас идея и реализация, а дальше мы готовы помочь любому бизнесмену, независимо из какой он страны, потратить деньги в Республике Башкортостан. Дело за финансовыми вливаниями.

Как чувствует себя сфера бытовых услуг?

Алексей Гусев: Она развивается и идет в рост. Сейчас такое время, когда привычные бренды уходят, а новые еще только завоевывают доверие, и многие предпочитают не покупать новое, а ремонтировать то, что есть. Активно востребованы и такие услуги, как индивидуальный пошив одежды или изготовление обуви.

А касаются ли льготы по аренде летних кафе, которые открываются повсюду, но не в каждом созданы комфортные условия для посетителей?

Алексей Гусев: Летние кафе также приравняли к нестационарным объектам общественного питания, и владельцы могут арендовать участок под ними до семи лет. Раньше было только на сезон, поэтому предприниматели не тратились, например, на установку кондиционеров. Теперь, когда они понимают, что работать на одном месте смогут до семи лет, ситуация должна измениться.

Раз уж заговорили об общепите, что нового он может нам предложить?

Алексей Гусев: Одна из новых тенденций - на нашу региональную аутентичность. Мы активизируем работу по популяризации башкирской кухни. Многие рестораны включают в меню интересные блюда, появляются новые наработки, отражающие нашу местную культуру. Рестораторы очень творческие.

Кстати, гости Х Форума регионов России и Беларуси имели возможность познакомиться с нашей кухней в гастродворике, где около 50 ресторанов представляли свои блюда.

Интерес к Башкирии и местной кухне подогревают гастрономические фестивали, которые проводятся в Уфе. В конце лета состоится традиционный "Гастромастер" с битвой шеф-поваров и кулинарными баттлами. В нем будут участвовать студенты наших кулинарных колледжей, гости из других субъектов и коллеги-эксперты. Еще один большой фестиваль "Есть!" состоится в конце августа - начале сентября на "Уфа-арене". Раньше он проводился на площади перед Гостиным двором, но в этом году ожидается в полтора раза больше участников, и им там уже не поместиться.

В Башкирию также приезжают снимать популярные передачи. В этом году планируются съемки с президентом Международного эногастрономического центра, вице-президентом Федерации рестораторов и отельеров России Леонидом Гелибтерманом. Программа будет посвящена разработке башкирского меню.

Приедут ведущие шеф-повара из других регионов, которые изучат Башкирию с гастрономической точки зрения - что здесь растет, что люди едят, какова технология приготовления. Такие передачи снимаются в разных регионах, где разрабатывается местное меню. Последнее было камчатское. И для него, кстати, наш уфимский бармен сделал семь коктейлей.

Наша задача - стать привлекательными для внешнего потребителя, туристов, готовых потратить в Башкирии деньги, которые пойдут на ее социально-экономическое развитие. Мы стараемся привлечь к нашей уникальной республике внимание жителей других регионов через соцсети, рекламу, блогеров.

Алексей Николаевич, вы ведь тоже участвуете в кулинарных баттлах. Что любите готовить?

Алексей Гусев: Мясо. Раньше готовил на открытом огне, но сейчас очень нравится грузинская кухня, и я отдаю предпочтение варено-тушеным блюдам. Но мы ведь готовим не для того, чтобы поесть, а чтобы провести время с близкими, друзьями. Мне это нравится, но свободного времени, к сожалению, мало.

Ключевой вопрос

Вся страна оказывает помощь новым регионам России и участникам СВО. Какой вклад вносит в это благое дело сфера торговли, общественного питания и услуг?

Алексей Гусев: Мы тоже не остаемся в стороне. В новые регионы отправляем гуманитарную помощь. Многие сотрудники торговых предприятий ушли в зону СВО, и, естественно, предприниматели их не забывают, помогают материально и финансово. За теми, кто уходит добровольцами, сохраняются рабочие места, есть льготы, поддержка семей. Мы проводим на местах боевого слаживания и в прифронтовой полосе праздники для наших бойцов вместе с артистами. Выезжают также повара, парикмахеры. Для участников СВО это день отдыха.

Справка "РГ"

Правительством Башкортостана утверждена концепция развития придорожного сервиса на 2020 - 2024 годы, в рамках которой в республике должно быть построено 1000 новых объектов и столько же модернизировано.

В рамках концепции земельные участки под объекты выделяются вне конкурса. Кроме того, для реализации проектов в сфере придорожного сервиса предприниматели могут получить субсидии до 30 миллионов рублей на строительство инженерной инфраструктуры. Но при условии, что объем инвестиций составляет от 50 млн рублей для проектов вдоль федеральных автодорог, от 20 млн рублей для дорог регионального, местного и межмуниципального значений. В районах же северо-востока и Зауралья достаточно инвестировать от 10 млн рублей.