«Ъ»: падение рубля может заставить импортный алкоголь подорожать на 10%
Обновлено в 14:09
Импортный алкоголь может подорожать в пределах 10% из-за ослабления рубля. Это мнение экспертов, опрошенных газетой «Коммерсантъ». Как отметил собеседник издания среди рестораторов, Московская пивоваренная компания уже индексировала цены. Это крупный дистрибьютор, который работает с брендами Peroni, Tsingtao и другими. Пересмотреть цены может и Simple Group, утверждают два источника на рынке. Другие ждут относительно устойчивого курса рубля, а потом уже будут решать, менять ли цены. До какого уровня доллара бизнес готов терпеть, чтобы не повышать цены? Отвечает основатель и президент Simple-Group Максим Каширин:
Максим Каширин основатель и президент Simple-Group«Больше вопрос, когда и какие товары подорожают? Есть товары, которые ввозились в огромном количестве, в избытке в период крепкого рубля по курсам 65-80 рублей за евро. Думаю, сейчас все компании будут анализировать свои остатки и принимать решения по повышению цен. Это будут индивидуальные решения. Если товары оборачиваются быстро, то они не будут столь драматично дорожать, они уже покупались, допустим, два месяца назад по курсу 87 рублей, наверное, поднимутся на 10-15%. То, что покупалось по курсу 75-80 рублей, — [будет] повышение 25-30%. Эта волна подорожаний будет медленно идти до октября. Когда курс взлетел [весной 202 года], была ситуация неопределенности, многие компании закупали по любому курсу, потому что боялись санкций, ограничения импорта, чего угодно. Сейчас такого нет, у компаний более ритмичные поставки. Даже если курс откатится, то не на 50 и 60 рублей. Но в моменте ситуация напряженная, непонятно, укрепится ли рубль и когда, а финансовые обязательства у импортеров есть уже сегодня. Паники сейчас не будет, рост существенный, он точно повлияет на то, что компаниям придется пересматривать цены. Особенно это касается быстрооборачиваемых товаров. Алкоголь, это может быть импортное пиво, если у вас быстро оборачивается категория недорогих вин, базовые вина, которые стоят 400-500 рублей, вы не можете не реагировать на курс. Другая проблема — надо, чтобы эти цены принял ретейл, который и сам сейчас большой импортер, поэтому они сами тоже будут думать».
Вряд ли стоит ждать серьезных повышений до осени, считает исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:
— Склады всех импортеров наполнены. Связано с тем, что в третьем-четвертом квартале 2022 года и в первом квартале 2023 года были рекордные объемы ввоза. В этой ситуации повышать цены болезненно, потому что можно уступить конкуренту свое место на полке или в винной карте. Я думаю, что если курс стабилизируется выше 100 рублей, [окажется] в коридоре 100-120 рублей, мы, скорее всего, увидим повышение к осени, вряд ли раньше. Для российских вин это очередное окно возможности. Даже у них есть валютная составляющая в цене, но она не сравнима с импортными винами. В начале года было повышение цен по импортным винам у многих зарубежных поставщиков. Связано это с тем, что растет цена за бутылку, усиливается инфляция в Европе, увеличивается стоимость заемных денег в связи с ростом ставок.
— Несколько месяцев назад обсуждали с кондитерами, что возможно уменьшение порционности, то есть не целый торт в продаже, а кусок торта. С алкоголем происходит нечто похожее, игристые вина, коньяки маленькой дозировки. Это не путь, чтобы удержать потребителя, но при этом не сильно ударить по его карману?
— Таким путем уже шли, но снижение количества вина в бокале — это в основном привилегия ресторанов. В последний раз большой курсовой шок был в 2014-2015 годах. До этого периода в ресторанах в розлив обычно было 150 миллилитров в бокале, сейчас почти везде 125 миллилитров в бокале. Для ресторана это вполне возможный путь. Что касается вина в бутылках, то 0,75 литра — это самый распространенный объем бутылки, на нее приходится 95-97%, и производство стекла для вина, и продаж. Я не думаю, что кто-то будет делать отдельную тару для российских импортеров. В России тоже, думаю, на это не пойдут, потому что будет не очень смотреться, если импортные вина будут объемом 0,75 [литра], а российские — другой емкости. Плюс бутылка 0,75 литра — это историческая вещь. Считается, что это идеальный объем на двоих, бьется на определенное количество бокалов, заложено во многих технических картах.
По итогам января-мая 2023 года импорт алкогольных напитков без учета ЕАЭС вырос на 46% год к году, до 206,14 млн литров. Поставки вина увеличились на 43%, до 167,54 млн литров, а ввоз крепких напитков вырос на 73%, до 38,59 млн литров год к году.