Войти в почту

Торговлю обяжут выставлять честные ценники

О том, что такое шринкфляция, «МН» писал полгода назад. Уже тогда интернет заполонили жалобы от людей, которые обнаруживали, что в купленном товаре гораздо меньше объема или веса, чем должно было быть. Но ценник при этом оставался старым.

Торговлю обяжут выставлять честные ценники
© Мир новостей

Массовым это явление стало еще в прошлом году. Тогда производители и продавцы попали в сложную ситуацию: из-за начавшейся инфляции надо было повышать цены. Но все понимали, что это чревато социальным взрывом. Решение лежало на поверхности: шринкфляция - давний способ сэкономить на производстве, не привлекая внимания покупателей. Продать меньшее количество продукта в такой же упаковке по прежней цене — это и был выход из положения.

Впрочем, первые опыты в этом направлении начались еще раньше. В 2019 году в российских продуктовых магазинах обнаружились новые упаковки для куриных яиц, в которых лежали только девять яиц вместо привычных десяти. После появления публикаций в соцсетях выяснилось, что их производит удмуртская птицефабрика. Производители объяснили, что это - новый формат предложения для российского рынка и он никак не связан с ростом цен на яйца.

За девятками яиц появились упаковки молока по 900 мл и масла по 180 граммов. «Производители и магазины таким образом хотят замаскировать повышение цен», - пришли к выводу пользователи соцсетей. Сегодня молочные продукты уменьшились в среднем на 50 граммов. На пачке молока стали указывать не объем в литрах, а вес в граммах. Экономия оказалась около 3 процентов. Сильно «похудели» сладости. Журналисты подсчитали, что снизился вес шоколада, растворимый кофе стал легче на 10 граммов, а макароны полегчали на 50 граммов. Казалось бы, немного, но журналисты подсчитали, что в итоге получается экономить солидные суммы.

Потребитель рассчитывает, что покупает 1 литр продукта по выставленной на витрине цене. На самом деле из-за шринкфляции переплата в перерасчете на 1 литр составляет около 4 рублей за упаковку. Сумма небольшая, но при среднем потреблении одним человеком 46 литров молока ежегодно получается переплата в 184 рубля каждый год на одного человека, или примерно 27 млрд рублей на всех граждан в стране. Это один из выводов.

Именно со шринкфляцией должен бороться новый закон, а производителей, которые балуются подобной практикой, депутаты обвинили в правонарушениях. «Единственная формулировка, которая применима к таким производителям, - мошенники. В сложившейся ситуации проигрывают абсолютно все, но покупатели страдают в первую очередь. Поэтому необходимо обязать продавцов на законодательном уровне указывать на ценниках стоимость одного килограмма или одного литра товара», - заявил депутат Госдумы Борис Чернышов.

«В целях осуществления полного информирования потребителей и пресечения злоупотребления доверием потребителей предлагается обязать продавцов указывать на ценниках товаров дополнительную информацию о цене товара за целую общепринятую единицу измерения», - отмечено в пояснительной записке к законопроекту.

Эксперты говорят, что власти вынуждены мириться с появлением шринкфляции и утверждают, что заставить производителей соблюдать заявленный вес или объем товара в одной упаковке невозможно. Это неизбежно приведет к бурному росту цен - за последние годы себестоимость любой продукции выросла, а ни один производитель не станет торговать себе в убыток. В таком случае фабрики и заводы будут вынуждены делать товар из менее качественного сырья, что поможет хоть как-то компенсировать издержки. Но нужно ли это покупателям?

«Именно по этой причине государство меняет законодательство - требования предъявляются не к содержимому упаковки, а к информированию покупателей. Каждый человек должен сам определить, сколько товара он покупает и готов ли платить требуемые деньги», - заявил советник Общества защиты прав потребителей Олег Головлев. Впрочем, он признал, что с введением новых правил вряд ли что-то изменится: привычки серьезно изучать ценники и упаковки у населения страны как не было, так и нет.

Наталья Владимирова.

Фото: Социальные сети.