Воздушный коридор для «серого» вывоза икры хотят прикрыть

Незаконный оборот красной икры остается больной и нерешенной проблемой на Дальнем Востоке. По данным властей Чукотки, через местные аэропорты за январь — сентябрь 2022 года — время промыслового сезона — вывезли 23,1 тонны икры лососевых рыб, а ветеринарные сопроводительные документы оформили лишь на 10,7 тонны. Вся остальная икра, скорее всего, браконьерская. По минимальным оценкам, ущерб от незаконного промысла в регионе составляет не менее 350 миллионов рублей. Ужесточить борьбу с браконьерами и спасти ценный биоресурс — стадо анадырской кеты — призван внесенный в Госдуму законопроект парламентариев Чукотского автономного округа. Документ предлагает разрешить ограничить десятью килограммами вес непромышленной красной икры, которую может перевозить один пассажир самолета.

Воздушный коридор для «серого» вывоза икры хотят прикрыть
© Парламентская газета

Теневые каналы сбыта

Аналогичное ограничение уже действует на Камчатке с ноября прошлого года — местные депутаты приняли соответствующий закон. Эксперимент продлится до августа 2025 года и касается икры непромышленного производства, то есть без заводской упаковки с маркировкой Евразийского экономического союза.

Полуостров — и в географическом, и в административном смысле — является одним из немногих в России мест нерестилищ лососевых. Это природное богатство и Камчатки, и всей страны. И это привлекает браконьеров.

По данным камчатского губернатора Владимира Солодова, икра лососевых рыб, добываемая из браконьерского сырья, не проходит проверок и экспертиз, способных подтвердить качество и безопасность продукта. Отсюда риски для здоровья и жизни.

Причем до принятия прошлогоднего закона в среднем самолеты вывозили две тысячи тонн икры — это примерно тридцать железнодорожных вагонов. Это дало основание председателю Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимиру Кашину констатировать: цифры свидетельствуют об использовании воздушного коридора для перевозки крупных объемов деликатесного продукта, в том числе и добытого незаконным путем. «Неконтролируемый оборот крупных партий красной икры ведет к устойчивому функционированию теневых каналов сбыта, — рассказал депутат «Парламентской газете». — Перекрытие основного пути транспортировки, которым является пассажирский авиатранспорт, позволит снизить масштабы незаконного вылова водных биологических ресурсов. А это подразумевает не только снижение риска подрыва популяций тихоокеанских лососей, но и снижение риска бесконтрольного распространения небезопасной рыбной продукции».

Красный, желтый, зеленый

Результаты рейдов полиции против браконьеров на Чукотке за 2021 год и январь — сентябрь 2022 года: - 29 составленных административных протоколов за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов; — 7 выявленных преступлений по факту незаконного вылова (добычи) водных биологических ресурсов; — изъято незаконно добытых водных биологических ресурсов и продуктов их переработки: икры лососевых пород — 607 кг, особей рыбы лососевых пород — 1559. Источник: МВД России по Чукотскому автономному округу

Председатель профильного комитета Законодательного Собрания Камчатского края Оксана Герасимова рассказала «Парламентской газете», как в их регионе проходит эксперимент по ограничению перевозки икры, законодательно оформленный в июле 2022 года: «Багаж и ручную кладь пассажиров маркируют соответствующим цветом: зеленая — икра отсутствует, можно проходить на регистрацию, желтая — икра до 10 килограммов — это разрешенная норма и опять же можно беспрепятственно следовать далее. При красной наклейке или наличии более чем одного багажного места с желтой наклейкой необходимо подтверждение промышленного производства икры. Досмотр ведется оперативно, в среднем занимает 5-7 минут на одного человека».

Эффект налицо, подчеркнула депутат. Отмечено пятикратное снижение перевозки икры неустановленного происхождения в багаже авиапассажиров. «В былые времена неприятности на свою голову можно было схлопотать и за литровую банку икры, — напомнила Герасимова. — Сейчас законом установлена десятикилограммовая норма. Согласитесь, этого достаточно, чтобы угостить массу друзей и родственников, притом что никаких оправдательных документов для разрешенной нормы не требуется».

Полностью оценить, как повлиял эксперимент на сбережение лососевых запасов, можно будет позднее, считает она. И напомнила, что лосось нерестится в реках и озерах, затем мальки в положенный срок скатываются в океан и, нагуляв вес, возвращаются для продолжения рода в родные водоемы. Так что возврат горбуши от нереста 2022 года можно будет оценить в 2024 году, а данные по другим видам тихоокеанских лососей — кете, нерке, кижучу, чавыче — удастся получить в 2025-2027 годах.

Поэтому, уверена камчатский депутат, эксперимент необходимо продолжать, сохраняя запасы диких тихоокеанских лососей Камчатки.

По той же схеме

На положительный эффект эксперимента надеются и на Чукотке, законодатели которой считают необходимым присоединиться к камчатскому эксперименту. Член Комитета Совета Федерации по международным делам Анна Отке, представляющая в палате правительство Чукотки, заявила «Парламентской газете», что инициатива Думы Чукотского автономного округа позволит контролировать добычу и производство красной икры в самом дальнем регионе России.

«Ценные породы рыб — одно из природных богатств территории, — подчеркнула сенатор. — Город Анадырь — главные воздушные ворота округа с круглогодичной доступностью, через его аэропорт и вывозится практически вся легальная и браконьерская икра. При этом затруднено определение ее состояния и качества. В ограничении транспортного канала заинтересованы добросовестные участники рыболовного промысла — как рыбодобывающие предприятия, так и общины коренных народов, занимающиеся традиционным рыболовством».

Для объективной оценки состояния рыбных запасов Чукотки нужны полноценные исследования, считает она. «В целом ученые смотрят с оптимизмом на рыбные запасы на Дальнем Востоке, — сказала она. — Именно Дальний Восток обеспечивает основную часть российских уловов».

Чтобы убедиться в актуальности проблемы, достаточно посмотреть на разгрузку самолетов из Анадыря, совершивших посадку в Москве, рассказала «Парламентской газете» председатель Думы Чукотского автономного округа Валентина Рудченко: «Ежегодно у нас на основе научных данных разрешено добывать от 4 до 8 тысяч тонн лососевых видов рыб. На деле официальные цифры вылова за последние десять лет не превышали 65 процентов установленной нормы. Вместе с тем, по информации Тихоокеанского филиала ВНИРО, на протяжении последних лет наблюдается неудовлетворительное заполнение основных нерестилищ производителей тихоокеанского лосося. Отмечена и тенденция к сокращению запасов анадырской кеты на перспективу ближайших 3-5 лет».

Самовоспроизводимое богатство

Тихоокеанские лососевые по их подорванному, но все-таки до сих пор реальному экономическому потенциалу в чем-то эквивалентны… золоту. Один из уважаемых специалистов отрасли, бывший в советские времена заведующим ведущей лаборатории Камчатского филиала Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии (ныне «КамчатНИРО») Игорь Куренков ранее рассказывал, что аляскинский лосось принес США доходов больше, чем знаменитое золото Клондайка. Российские лососевые сокровища вполне сопоставимы по значению с нашими нефтью и газом. Притом это богатство способно самовоспроизводиться до бесконечности, если… сами люди тому не помешают.