Замруководителя Роскачества: Мы исследуем в первую очередь популярные или сезонные группы продуктов

Основным критерием выбора исследований Роскачества является сезонность и популярность продуктов. Об этом в интервью "Российской газете" рассказала заместитель руководителя ведомства Елена Саратцева.

Замруководителя Роскачества: Мы исследуем в первую очередь популярные или сезонные группы продуктов
© Российская Газета

Какие категории продовольственных и непродовольственных товаров вы планируете проверять в ближайшее время? Чем определяется выбор?

- Роскачество исследует наиболее популярные у потребителей категории. Мы также обращаем внимание, в том числе и на категории, которые либо в моменте, либо ежегодно являются сезонными.

С учетом летнего сезона мы представили результаты исследования эскимо и колы, интересной категории, поскольку произошло импортозамещение, и у нас ряд брендов покинули территорию Российской Федерации. В ближайшее время мы представим результаты исследования креветок варено-мороженых, фарша куриного и сыра творожного.

А как насчет нашего традиционного летнего напитка кваса?

- Исследования кваса мы проводили неоднократно. Как раз в прошлом году в пик потребления, когда длительное время стояло жаркая погода, мы исследовали этот напиток.

Да, действительно отмечаются случаи, когда просто газированные напитки включают в категорию квас, но пишут слово квас в кавычках на контрэтикетке. Однако такие случаи не являются массовыми, а скорее единичными. Роскачество авторитетно заявляет, что квас, как традиционный русский напиток у нас сегодня действительно соответствует всем ожиданиям потребителя, которые предъявляются по данным стандартам категории напитка. Так, принят ГОСТ именно на квасы и большинство производителей при производстве придерживаются этого стандарта.

Что у нас с коньяком?

- В алкогольной продукции обязательно требование - соответствие ГОСТу, то есть это одна из немногих категорий, где ГОСТ обязателен. По результатам исследования коньяка мы видим закономерность. В прошлом году у нас произошел сбой логистических цепочек, что сказалось на категории. По результатам исследования пятьдесят два процента продукции является фальсификатом, то есть, она произведена из спиртов не виноградного происхождения. Такой напиток не может называться коньяком.

Основное количество винограда идет на производство вина, где срок окупаемости более короткий. То есть за год урожай полностью перерабатывается в вино и возвращается прибылью к производителю. Минимальный срок выдержки коньяка три года, соответственно это инвестиционный срок. Окупаемость более длительная.

В основном до прошлого года сырье привозилась из-за рубежа. Поскольку в 2022 году изменилась геополитическая ситуация, то у нас такой риск появления на рынке фальсификата возрос, что мы и увидели по результатам исследования. Дистилляты, правда, поставляли не только Франция, но и страны ЕАЭС, в том числе Армения, Казахстан. Впрочем, из этих стран поставки идут стабильно.

Какие регионы - производители коньяка отличились хорошим качеством?

- Это регионы, в которых есть свое виноградное сырье. Это представители Северо-Кавказского федерального округа, а именно республика Дагестан, где действительно высокое качество коньяка. Если вы приобретаете дагестанский коньяк, то риск нарваться на подделку снижается. Поэтому коньяк производства республики Дагестан (то есть и сырье, и само производство находятся здесь) мы можем рекомендовать к покупке.

Что у нас со стандартами органической продукции?

- Лидером у нас является Воронежская область, где представлено наибольшее количество производителей в Российской Федерации. Всего сертифицировано уже более 160 производителей. Сертифицирована практически вся линейка сельхозпродукции - это около тысячи видов. К сожалению, объемы могут быть сегодня недостаточно большие - это всего лишь четырнадцать сотых процентов от общего объема продовольствия. Однако органика получила свое развитие в 2020 году со вступлением в силу Федерального закона "Об органической продукции...", и за три года в своем развитии она достигла ощутимых результатов. Хотела бы отметить, что последние два года рост объемов производства происходит достаточно активно. Так, в среднем пятьдесят процентов прибавляет отрасль ежегодно.

Минсельхозом было разработана стратегия развития органической продукции до 2030 года. Запланировано увеличение производства продукции не менее чем в семь раз. Также планируется увеличить экспортный потенциал в этом направлении.

Поэтому эта категория имеет потенциал для роста, тем более, что, не все виды пищевой продукции стали органическими. В частности, пока нет органической рыбы.