Вам звездочки или пить: из России может исчезнуть армянский коньяк
Ценители вкуса армянского коньяка могут скоро лишиться возможности видеть его на праздничных столах. В чем причина и есть ли замена напитку?
Ереванский коньячный завод (ЕКЗ), производитель коньяка «Арарат», прекратит экспорт продукции в Россию, заявил министр экономики Армении Ваган Керобян на заседании постоянных комиссий Национального собрания Армении. Между тем на Россию приходится более 80 процентов экспорта ЕКЗ. Так кто же проиграет в этой ситуации? Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним историю ЕКЗ, она того стоит.
Первым армянским виноделом можно считать библейского «мореплавателя» Ноя. Когда он, собрав команду, в которую входило «каждой твари по паре», причалил ковчег в предгорьях Арарата, то первым делом высадил там виноградную лозу...
С этого и пошло
Начало коньячного производства в Армении появилось благодаря Петровской сельскохозяйственной академии (ныне носит имя Тимирязева). Именно там учился армянский купец и меценат Нерсес Таирян. Переехав в Эривань (так до 1936 года назывался сегодняшний Ереван. — «ВМ»), он послушался совета двоюродного брата Василия Таирова и основал «Завод виноделия и водки». В его строительстве ему помогал другой известный армянин и родственник — художник Иван Айвазовский.
По словам доцента исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Юрия Борисенка, продукция завода стала довольно популярной.
— А в 1887 году, в царствование императора Александра III, Таирян открыл производство коньяка по классической французской технологии, — рассказывает Борисенок. — До Первой мировой войны в Армении это было довольно прибыльное производство.
Вплоть до лишения свободы: какое наказание грозит взрослым, покупающим детям алкоголь и сигареты
Производством заинтересовались люди, которые вели крупный алкогольный бизнес на территории России.
— Это были наследники умершего в 1898 году русского предпринимателя Николая Леонтьевича Шустова. Через год его сыновья купили у Нерсеса Таиряна его бизнес, — продолжает историк.
Стоит отметить, что сделка обошлась в 50 тысяч рублей. Для сравнения, в начале XX века на один рубль можно было приобрести 10 килограммов хлеба или 2,5 литра подсолнечного масла.
За эту же цену давали 20 килограммов прошлогоднего картофеля или 6,5 килограмма молодого.
Почему Таирян продал свой бизнес? Да потому, что, по словам Борисенка, из-за отсутствия железной дороги из Эривани транспортировать коньячную продукцию было затратно.
Как выбрать хорошее вино стоимостью до 500 рублей
— У Шустова были другие обороты и возможности рекламировать эту продукцию по всей России, — объясняет Юрий Борисенок.
Любопытной получилась история и с присвоением продукции названия «коньяк». Дело в том, что до конца XIX века о защите товарных знаков, как говорится, слыхом не слыхивали. Поэтому «армянский коньяк» стало устойчивым словосочетанием.
— Кстати, в СССР коньяком называли даже то, что имело к нему весьма опосредованное отношение, — говорит Борисенок. — Так, привозимую из Болгарии «Плиску» советский человек считал коньяком.
Лучше горячий чай: какие напитки нельзя пить в жару
После Гражданской войны и установления в Армении советской власти бизнес Шустовых там закончился, а изготовлением коньяков занялось государство. При этом Ереванский коньячный завод вполне успешно развивался, вплоть до печально известной горбачевской антиалкогольной кампании.
Почувствуйте разницу
Армянский коньяк уникален, считают специалисты, как и место, откуда он «родом».
— Виноград, который идет на его изготовление, произрастает в Араратской долине, — рассказывает доцент кафедры технологии и виноделия Росбиотеха Фатима Баликоева. — Это вулканические почвы, — поясняет Баликоева. — И они особенные. Лето там недолгое, но за этот короткий промежуток времени виноград успевает созреть. В армянском коньяке есть особенные тона. Миндальные, ореховые оттенки. У него свой характер. Кроме того, российский потребитель привык к этому вкусу.
По мнению Фатимы, в отличие от вин, коньяк — напиток, вкус которого не должен меняться.
— Он не имеет на это права, — объясняет эксперт. — И когда на конечном этапе он купажируется, мастер должен добиться, чтобы ко ньяк, сделанный из собранного в этом году винограда, повторял характер напитка этой марки столетней выдержки. За это мы его и ценим.
Коньяк — это продукт двойной перегонки. Сначала получается вино, а потом его дважды перегоняют.
— После первой перегонки крепость напитка составляет около 28–30 градусов, — говорит Фатима Баликоева. — А после вторичной — около 70. Этот спирт в дальнейшем выдерживают в бочках. И уже непосредственно перед реализацией его разбавляют артезианской водой.
Но постепенно этикетки научились изготавливать все, и под маркой популярного армянского коньяка появилось огромное количество напитков, качество которых, мягко говоря, оставляло желать лучшего.
— И в 1999 году понятие «армянский коньяк» получило законодательное обоснование в Армении. В документе говорилось, что напиток изготавливается из выращенного в Армении винограда. А дальше случилось соглашение Армении и Евросоюза, по которому за 3 миллиона евро был осуществлен плавный отказ от названия «коньяк» для продукции ЕКЗ. Но условие это не распространялось на продукцию, которую армяне экспортируют в Россию.
И грянул гром
Хозяином ЕКЗ сегодня является французский концерн Pernod Ricard, занимающий второе место в списке крупнейших алкогольных компаний в мире. Этот гигант кроме коньяков специализируется на производстве виски Chivas Regal, Jameson, Ballantine’ s, текилы Olmeca, рома Havana Club и водки Absolut.
Компания уже прекратила экспорт своей продукциии в Россию. Всей, кроме водки. Хотя и ее поставки, после шквала критики со стороны Евросоюза за «сотрудничество» с нашей страной, не сразу, но тоже было решено прекратить. И хотя французы не торопятся официально разрывать контракты с российскими потребителями, без которых завод просто не выживет, министр экономики Армении Ваган Керобян заявил о прекращении поставок коньяка производства ЕКЗ в нашу страну:
— У меня нет официальных данных, но, кажется, это официально: ЕКЗ прекратит экспорт в Россию, — сказал он.
Однако российские поставщики утверждают, что армянский коньяк продолжает поступать в наши торговые сети: контракты пока никто официально не разрывал. Но что будет, если это все-таки случится?
Как уже сказано, львиную долю своей продукции — 80 процентов — ЕКЗ продавал именно в Россию. Остальное прямиком направляется в страны СНГ, такие как Белоруссия, Казахстан и другие.
Эксперты предполагают, что отказ от обширного российского рынка приведет к полной остановке ереванского завода. А общая доля армянских коньяков на нашем рынке, по оценке директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, составляет лишь 3–3,5 процента.
Впрочем, есть и другая точка зрения. Эксперт по крепкому алкоголю, член Гильдии маркетологов Руслан Брагин считает, что западные акционеры и инвесторы ЕКЗ озвучили политическую декларацию.
— Многие западные алкогольные корпорации после 25 февраля 2022 года анонсировали прекращение маркетинговой деятельности в России, закрыли представительства, уволили персонал, но товар при этом есть на полках. Их импортеры не могли завезти двухгодичный сток на территорию России. Так что декларации о прекращении поставок продукции ЕКЗ в РФ остаются на совести армянской стороны, — убежден эксперт. — Любопытно промониторить рынок и посмотреть, как продукция, содержащая в составе спирты ЕКЗ, попадает на полки российских магазинов. Завод же может поставлять не только свои алкогольные бренды, но и спирты, из которых местные ликеро-водочные заводы (ЛВЗ) производят бренди. При этом возможны поставки коньячных спиртов, например, через Грузию, Казахстан, Беларусь или другие страны.
Вопрос с коньячными спиртами в России — самый острый, уверен эксперт. По его словам, их дефицит в стране был всегда, поскольку рынок в категории бренди активно растет.
С ним не согласен доцент кафедры технологии бродильных производств и виноделия Росбиотеха Максим Григорьев.
— У нас довольно насыщенный рынок коньяков, — говорит он. — Есть краснодарские, ставропольские, дагестанские коньяки. Раньше коньячное производство базировалось на вторичном виноделии: к нам уже привозили готовые коньячные виноматериалы, а мы осуществляли их дополнительную обработку и розлив. Сейчас, с изменением законодательства, производство все больше склоняется к первичному виноделию — где собрал виноград, там же и осуществил обработку. И заводы первичного виноделия, которые активно развиваются в Краснодаре, Ставрополье, Дагестане, вполне могут обеспечивать отечественный рынок коньячным дистиллятом.
К сожалению, в свое время антиалкогольная компания нанесла отечественному виноделию большой урон.
— Виноградники беспощадно вырубались. Добавьте сюда «лихие 1990-е», распад СССР, когда Украина, Азербайджан, Грузия и Молдавия ушли из состава Советского Союза. Сейчас, учитывая, что в состав России вошел Крым с его интересными винодельческими традициями, за рынок отечественных коньяков можно не беспокоиться.
Чем сердце успокоится
— Последние несколько лет наш потребитель переключился на импортные коньяки, — говорит Максим Григорьев. — Многие российские заводы даже закупали французские коньячные спирты и выпускали их под отечественной маркой. Но сейчас активно начало работать импортозамещение. Да, на рынке стали появляться виски, джин и другие крепкие напитки, произведенные в России. Несколько заводов переориентировались на выпуск крепких алкогольных напитков, — говорит Григорьев. — А ведь еще десять лет назад отечественный потребитель не готов был употреблять российский виски. Поэтому заводы закупали висковые дистилляты иностранного производства, а здесь купажировали. Но думаю, что через пару лет мы сможем вытеснить иностранных производителей.
А вот что касается российского джина, то, как шутит Руслан Брагин, сегодня его не делает только ленивый.
— У всех наших крупнейших заводов в линейке есть по несколько сортов джина, — говорит он. — В России есть отличные, очень качественные образцы. Виски делать сложнее. Тут нужен ячмень. Тем не менее у крупных компаний, вроде «Белуги», «Ладоги», продажи виски выросли.
Так что если даже армяне действительно уйдут с рынка алкоголя, мы без любимых напитков не останемся, считает эксперт.
— Что касается текилы, то есть южноамериканские страны, которые не прекращают ее поставки в Россию, — рассказывает он. — Другое дело, что люди после 40 становятся лояльными к тому или иному определенному бренду, максимум — двум-трем. А когда не имеют возможности купить их, то «мигрируют» в сторону похожих. В случае с армянским коньяком заменой может стать российский или грузинский.
Кроме того, Руслан предполагает, что поклонникам армянского коньяка не следует расстраиваться еще по одной причине.
— Мы все «пьем» этикетки, — утверждает Брагин. — А поскольку дело с авторскими правами в стране обстоит... демократично, то производители армянского коньяка могут зарегистрировать похожие этикетки.
Минздрав предупреждает: алкоголь вредит вашему здоровью
КАКИМ ДВИНОМ ИХ УГОЩАЛИ
В 1971 году звание Героя Социалистического Труда получил Маркар Седракян, создавший более 10 сортов коньяка. Одними из самых известных его творений стали «Ахтамар» и «Арарат». В годы войны запустили производство коньяка «Двин», его авторство также принадлежит мастеру по купажу ЕКЗ Седракяну. Уинстон Черчилль во время Ялтинской конференции якобы каждый день выпивал по бутылке этого коньяка, напиток так ему понравился, что на 75-летие Иосиф Сталин прислал ему 75 бутылок «Двина». Посылал Сталин Черчиллю коньяк или нет — неизвестно, но то, что во время Ялтинской конференции английскую и американскую делегации угощали «Двином», — факт.
СПРАВКА
Бренди — продукт перегонки из фруктового и ягодного сырья. Как однократной, так и многократной. К таким напиткам можно отнести кальвадос, арманьяк, граппу и прочее.
НА ВКУС И ЦВЕТ
Известные марки армянского коньяка
Ной Арарат Ахтамар Юбилейный Айни Васпуракан