Войти в почту

300 килограммов черной икры впервые произвело  в Чечне осетровое хозяйство

В горном чеченском селе Итум-Кали в мае заработало крупное осетровое хозяйство, и уже в июне здесь получили 300 килограммов черной икры - первой в истории республики.

300 килограммов черной икры впервые произвело  в Чечне осетровое хозяйство
© Российская Газета

Обычно первая "дойка", то есть сцеживание икры у самок, происходит по достижению рыбой половой зрелости - в семь лет. В чеченские бассейны завезли внушительное стадо - более 20 тысяч особей, две тысячи из которых уже способны участвовать в товарном воспроизводстве. Корреспонденты "РГ" побывали в новом хозяйстве.

Директор рыбхоза Роман Чехов родом из Крыма. Выращивать осетровых он начал 13 лет назад - в качестве эксперимента на собственной животноводческой ферме. Сейчас о ценной рыбе знает почти все.

Стоимость икры персидского осетра составляет 100 тысяч рублей за килограмм, русского - 80 тысяч. Дорого? Но и расходы на поддержание осетровой фермы огромные

- Первую икру я собрал на седьмой год своего эксперимента, затем через три года, а теперь сократил период до полутора лет, - рассказывает Роман Чехов. - Каким образом? Искусственно регулирую жизненные циклы рыбы: отсаживаю самок на "доение" в декабре. В природе же они нерестятся только весной, когда устанавливается теплая погода.

Инфраструктура чеченского хозяйства продумана до мелочей. Площадка построена в рекордные сроки - за полгода, инвестиции составили 700 миллионов рублей, в том числе средства, выделенные в рамках нацпроекта "Международная кооперация и экспорт". На территории находится 46 бассейнов, кислородная станция, отделение преднерестового содержания рыбы, собственная лаборатория, жилые помещения для сотрудников.

Вода в бассейны поступает из горной реки Хачарой-Ахк самотеком и после очистки снова попадает в русло. В день нашего приезда зарядил дождь, сразу же придав зеркалам прудов землистый оттенок. В мутной ряби внимательный взгляд отмечал беспокойное движение. Вот перед нами мелькнула острая морда и спина со щитком. Кстати, осетровые - современники динозавров и за миллионы лет практически не изменились. Но обзор для гостей в этот день оказался не самый лучший. Зато именно в такой среде осетр чувствует себя наиболее комфортно.

- У него низкое содержание меланина, из-за чего в жару он может получить сильные ожоги, - поясняет Роман. - Чтобы защитить рыбу от травм, приходится в бассейнах натягивать сетки и добавлять метиленовую синь. И все равно, помню, не сберег самца белуги весом 75 килограммов. Кроме того, в отличие от форели, нуждающейся в прозрачной воде, осетр в аналогичных условиях теряет аппетит. У него слабое зрение, ориентироваться ему помогают усики: плавая у дна, он волочит их по земле и таким образом "нащупывает" корм.

Осетр очень активен, но в зимние месяцы залегает в спячку. С одной стороны, это позволяет ощутимо экономить на кормах, а с другой - приходится идти на разные хитрости, чтобы вывести рыбу из вялого состояния. По словам Романа Чехова, в этом году он начал кормить ее 17 марта. Чтобы поднять аппетит, добавлял в рацион красного мотыля.

- Одни комбикорма предназначены для ускоренного набора веса, другие - для роста производства икры. Содержание протеина и жира в них разное, - говорит директор рыбхоза. - Но во всем нужен баланс - рыбу лучше недокормить, чем перекормить. Иначе она зажиреет. Гранулированная смесь должна быть высокого качества и включать только натуральные ингредиенты. Увы, отечественные производители в погоне за удешевлением производства нередко подмешивают в состав искусственные дрожжи, заменители белка и крахмал. А ведь нехватка даже одной аминокислоты приводит к тому, что рыба не формирует икру в ястыках. Поэтому закупаю корма только у проверенного поставщика. "Доим" самок на четвертой стадии созревания икры.

На территории хозяйства - 46 бассейнов, вода в них поступает из горной реки Хачарой-Ахк. Фото: Владимир Аносов

В Итум-Калинском хозяйстве сотрудники работают только в перчатках, не пропускающих тепло человека, а в "родильный зал" самок переносят на тряпичных носилках, предварительно сделав им УЗИ.

Заходим в ангарное помещение. Благодаря установкам замкнутого водоснабжения здесь можно создать условия для "нереста" даже зимой. У стен - ряды бассейнов со специальным биофильтром. Два сотрудника загружают в него очередную порцию "биочипсов", которые притягивают колонии бактерий, поглощающих аммоний, нитриты и другие продукты жизнедеятельности. Так что вода в бассейнах прозрачная.

- В первую "дойку" осетровые дают икру массой 10 процентов от массы тела, а вот в четвертую - 20-25 процентов, - разъясняет Роман. - Перед процедурой самкам назначаем определенную диету - добавляем в корм рыбий жир, целый комплекс витаминов. "Дойка" протекает напряженно, рыба в этот момент испытывает колоссальный стресс, дергается, поэтому все равно кто-то травмируется. Раньше смертность осетровых во время сцеживания достигала 50 процентов, сейчас, благодаря правильному уходу, удалось свести этот показатель к минимуму. После сдаивания особи находятся под наблюдением, им колют антибиотики.

Полученную икру пастеризуют и солят. Тут тоже есть свои секреты, которые производители тщательно охраняют. Со стороны вроде все просто, однако лишь правильный подход сделает продукт гастрономическим шедевром. Посол икры Роман доверяет только своей жене-технологу. Упаковывают деликатес в 50-граммовые баночки.

- Пока товар поступает лишь на внутренний рынок региона. Стоимость икры персидского осетра составляет 100 тысяч рублей за килограмм, русского - 80 тысяч, - отмечает Роман Чехов. - Дорого? Но и расходы на поддержание осетровой фермы огромные. Выращивание этой рыбы - бизнес исключительно дотационный. Либо необходимо поддерживать хозяйства за счет другого предприятия.

Всего в Итум-Кали выращивают 12 видов осетровых - от сибирского до весьма редкого золотого осетра, он же стерлядь-альбинос. Каждая особь чипирована - маленький кусочек намагниченной проволоки аккуратно имплантирован под кожу рыбы. По сути, это паспорт, который содержит информацию о конкретном экземпляре - когда проводили бонитировку (измеряли и взвешивали), в каком месяце делали УЗИ, сдаивали икру, какие препараты кололи.

Несмотря на растущую популярность осетровых ферм (сейчас в стране работают около 130 хозяйств, где выращивают рыбу ценных промысловых пород), черной икры на прилавках больше не становится, а вазочка с деликатесом - редкость на праздничном столе даже в состоятельной компании. Связано это с сокращением популяции дикого осетра в Каспии, Волге, Азовском море.

Посол икры Роман Чехов доверяет только своей жене-технологу. Упаковывают деликатес в 50-граммовые баночки. Фото: Владимир Аносов

- К сожалению, ситуация складывается таким образом, что через пять лет мы вообще сможем увидеть этот деликатес только на фотографиях, - сетует Роман. - Азовское море сейчас стало для России внутренним, его необходимо зарыблять, если мы хотим, чтобы наши дети и внуки знали вкус осетрины.

Возможности для зарыбления Азова у чеченского хозяйства появятся уже в следующем году. К весне Роман Чехов планирует оборудовать инкубатор для выведения до 300 тысяч мальков, тогда предприятие станет производством полного цикла.

Государство стимулирует

Согласно информации министерства сельского хозяйства РФ, в 2022 году предприятия аквакультуры выпустили 383,5 тысячи тонн продукции - на семь процентов больше, чем в 2021-м. Власти интенсивно поддерживают это направление рыбной промышленности, предоставляя фермерам льготные кредиты и лизинг, субсидии и гранты.

По словам министра сельского хозяйства страны Дмитрия Патрушева, с учетом роста производства будет увеличиваться и потребность в ресурсах для аквакультуры, в первую очередь в специализированных кормах. Сейчас реализуется восемь проектов строительства и модернизации производств, благодаря которым мощность российских заводов вырастет в 10 раз и превысит 220 тысяч тонн кормов в год. Это позволит удовлетворить потребности отечественных рыбохозяйств.

Кстати

Осетровое хозяйство в Итум-Кали создано на месте пришедшей в упадок форелевой фермы. Его площадь - 7,5 тысячи квадратных метров. На предприятии 30 рабочих мест. Сейчас здесь проходят практику студенты из соседних регионов. Собственные высококвалифицированные специалисты хозяйству пригодятся: директор уверен, что через три года здесь будут производить до шести тонн икры.