Месяц, который всегда хорош

Если он теплый, даже жаркий, как в этом году, мы наслаждаемся летним теплом и солнцем. Каждый день тянется, будто густой янтарный свежий мед. В воздухе — аромат спелых яблок, груш и слив. Еще есть на кустах малина, и ее запах тоже примешивается к августовскому воздуху. Кажется, что лето будет стоять еще долго. И можно наслаждаться и наслаждаться ласковым солнечным светом, уже не обжигающим, а бережно согревающим. Многоцветие августа яркое, богатое на цвета и оттенки. И такой август, теплый и солнечный, хочется перенести на бумагу, нарисовать красками теплых, ярких цветов. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1: 20).

Месяц, который всегда хорош
© Вечерняя Москва

Если же август прохладный и дождливый, что часто бывает в его середине и конце, получается особенный — предосенний период. Лето еще не отступило, оно напоминает о себе время от времени возвращающимся теплом, еще не пожелтевшими листьями, пока летними пышными соцветиями. Но и осень все чаще предупреждает, что она почти на пороге, дает постепенно к себе привыкнуть. Дождь и сероватое небо вместо живописного многоцветья предлагают графику — в ней, как известно, есть своя красота.

Осень считают временем особого вдохновения. И если август все больше напоминает об осени, особое, тихое, вдумчивое, вдохновение приходит в августе. Музыкантам оно дарит мелодии дождя. Художникам — красоту воды и тонкости графики. Поэты в стуке капель по стеклу и по крыше, в тишине прохладных дней слышат слова и строки.

Тут вспомнились слова митрополита Антония Блума, его рассуждения о Боге Слове как о Художнике: «Говоря о притчах в целом, я хотел бы обратить ваше внимание еще на одно: на любовь Христа к природе. Это очень важная черта в Нем. Очень многие Его притчи основаны на созерцании природы, на том, как Он ее видит. Если можно о Боге, ставшем человеком, употребить такое сравнение, Он ее видит как художник. Он в ней улавливает глубину, красоту, чистоту, тогда как мы очень часто на природу смотрим только со своей — утилитарной — точки зрения. Я не помню, кто говорил, что художник смотрит на поле и думает: «Какая красота!» А крестьянин посмотрит и скажет: «Богатая жатва!»

Низкое августовское небо с такими крупными звездами возвращает каждого из нас в детство, когда хотелось с крыльца дотянуться ладошкой до звездочки. И казалось, что это возможно, если встать на цыпочки или еще немного подрасти.

Август всегда приходит с подарками. Урожайный год или не очень, всегда найдется что-то, что выросло и созрело в огородах и садах в августе. Яблок нет в этом году? Есть груши. В наших садах ничего не уродилось? В соседнем районе ветки ломаются от количества плодов, и знакомые оттуда поделятся урожаем. У нас и сада нет? Угостят те, у кого есть. Огурцы этим летом плоховато росли? Зато кабачков сейчас много. Можно было бы долго перечислять подобное. Август обязательно что-то приносит с собой. Больше или меньше, самое любимое или не такое желанное, но что-то хорошее, вкусное, полезное на ветках и грядках всегда есть.

Приносит август и красоту. Даже если вспомнить только про флоксы, растение в общем неприхотливое и в уходе совсем не сложное, сразу перед глазами их разные цвета и оттенки, пышные соцветия, одни из которых уже увядают, а другие распускаются, продолжают радовать глаз. А сколько еще других цветов: и поздние лилии, и розы, и георгины.

Здесь тоже вспомнилось об особой любви святого праведного Иоанна Кронштадтского к цветам и вообще к природе. Когда ему подносили цветы из сада или полевые, то, бывало, отец Иоанн возьмет цветок и поцелует его, говоря: «Лобызаю Десницу, создавшую тебя столь дивно, прекрасно, благоуханно! О, Творец! Сколь дивен Ты и в самомалейшей травке, в каждом лепестке!»

А лес нас радует грибами. Любители «тихой охоты», бродя с корзинками, порой на время останавливаются и любуются солнечным светом, который струится сквозь ветки деревьев. А сами грибы бывают так хороши, что их сначала хочется сфотографировать или нарисовать, а потом уже срезать.

Август — это чудесное время, когда значительная часть лета уже прошла, прожита, но лето продолжается. Поэтому можно одновременно вспоминать уже прошедшие летние впечатления и получать новые.

Зрелое лето дает нам поводы для размышлений. Что-то уже выросло в наших садах и огородах, радует глаз на клумбах. И можно уже понять, что хотелось бы сделать снова и следующим летом (возможно, еще в течение многих лет), а что следовало бы сделать по-другому. Это наш опыт, наш багаж.

Лето — время отпусков и каникул для большинства людей. У нас было больше времени, которое мы можем провести так, как нам самим хочется. И сейчас, в последний месяц лета, уже можно понять, насколько разумно, правильно, полезно и хорошо потратили мы это время. Не для того, чтобы есть себя поедом, если что-то было плохо продумано, если много времени прошло как будто зря, а для того, чтобы сделать выводы на будущее, осмыслить свой опыт.

Когда мы на время отвлекаемся от привычной деятельности (работа, учеба), постепенно к нам приходит свежесть мышления. На то, что казалось обыденным или рутинным, мы можем посмотреть с другой точки зрения. Можем заметить что-то, что до этого не видели. Август, месяц зрелого лета, дает для этого возможности.

Заметить, что Бог печется о нас, любит нас и постоянно промышляет о нашей жизни. Что все в Его творении непостижимо продумано и взвешено, премудро расчерчено, распределено по ролям. «Для человека создал Бог небо, украшаемое звездами, для человека создал Он землю — и люди возделывают ее для себя. Не чувствующие такого Божия промышления несмысленны душою» (преподобный Антоний Великий). «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1: 11-12).

Летним августовским вечером так хорошо читать хорошие книги. На закате в саду либо у крыльца, или уже темным вечером возле уютной лампы в августовской особой тишине, читать любимые произведения или что-то новое, хорошее, полезное — особое наслаждение. Август — зрелое лето, время, когда надо набраться сил перед холодным временем года, разных сил, не только физической крепости, а без хороших книг, без чтения Евангелия это невозможно.