Как каспийские рыбачки помогали фронту

Сталинградская битва развернулась на большой территории, шла не только в самом городе у Волги. Началось сражение еще на Дону. А ведь были еще и фронтовые госпитали, транспортные службы и даже рыбачьи артели - они действовали на удалении от основных боев (хотя иногда и им доставалось), но тоже находились на орбите великой битвы. Вот сегодня и вспомним о вкладе в победу женщин и подростков с сетями.

Как каспийские рыбачки помогали фронту
© Российская Газета

- До декабря 1943 года Астрахань входила в состав Сталинградской области. А до этого, в XVIII веке, Царицын был частью Астраханской губернии. То есть наши предки из Астрахани и Сталинграда считали себя земляками, - отметил директор Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника Алексей Булычев.

В 1940-е рыбаки Каспия регулярно поставляли к столу сазана, леща, судака, воблу. Морей у Советского Союза было много, но промысловые Балтийский и Азово-Черноморский бассейны были заняты врагом, а в Баренцевом море шли сражения. Улов составлял лишь 43 процента довоенных показателей. Суда потоплены, перерабатывающие предприятия разрушены. Общую стоимость погибшего рыболовного флота оценили в 11,5 миллиона рублей.

- Рыба с Каспия составляла от 30 до 50 процентов всего улова в СССР. Там работали до 30 тысяч человек и пять тысяч судов. Действовало 32 рыбзавода на земле и еще 20 плавучих, - рассказывает руководитель Центра по изучению Сталинградской битвы Борис Усик. - Для фронта использовалась рыбная мука и клей. Все помнят фанерные самолеты - так вот деревянные листы в них промазывали рыбным клеем. Рыбаков немцы тоже бомбили. Поэтому с конца 1942 года 50 сейнеров оснастили пулеметами и пушками, чтобы они могли отгонять авиацию противника от промысла.

Но вернемся к ловле рыбы. Традиционно это была тяжелая мужская работа. Но мужья и отцы ушли воевать. И в море пришлось выйти женам и детям. На современном бюрократическом языке это бы называлось мужезамещение. Первые женские бригады сформировали уже в середине первого лета войны. Сначала они работали на Волге, но потом, набравшись опыта, стали выходить в море. По данным архивистов музея-заповедника, к осенней путине 77 колхозниц освоили специальность моторист рыболовецкого сейнера. Хотя почему моторист? Мотористка! Профессия перестала быть исключительно мужской. Тем более весной 1942-го, когда уже 400 астраханок стояли у штурвала. К концу войны ходили рыбачить 11 тысяч женщин и три тысячи подростков. И ведь в те годы требовалось работать больше, чем в мирное время. И что ж, по итогам 1941 года производительность труда превысила довоенную на 57 процентов.

Сохранились воспоминания солдатки Антонины Михайловой, оставшейся с тремя детьми. Женщина работала рыбообработчицей на комбинате. "Было очень голодно, хлеба не хватало, пайку делили на всех. Иногда приносила домой головы от рыбы, поила свежей рыбьей кровью свою маленькую дочку вместо молока, только тогда та успокаивалась и засыпала".

Несовершеннолетние не отставали от взрослых. 16-летний Павел Егоров собрал мини-артель из младших братьев и отправился перевыполнять план. Потом получил медаль "За трудовое отличие". 14-летний Газиз Исалиев и его 12-летний друг Зайдула Шушканов из колхоза "Память Ленина" сами отремонтировали кулас (плоскодонку с парусом). Весной 1944-го подростки поймали 65 центнеров рыбы. Находилась работа и вдали от волн: 13-летняя Настя Бузина сначала устроилась в чаканную артель плести тару, а потом пошла на льдобазу. Для сохранения улова нужно было охлаждение. Вот девчонки и впрягались толпой и тащили глыбы льда по два центнера. В архивах сохранилось немало характеристик на юных тружеников. Немало случаев, когда ловили целыми семьями, как, например, Калмыковы (шесть человек) из села Кошелевка.

В итоге за военные годы рыбные промпредприятия Каспия отправили 1270 железнодорожных составов. Для снабжения фронта осваивали новые виды продукции: пресервы из соленой сельди, концентраты, консервы с томатным соусом и маслом. Так, в 1942 году на Оранжерейном рыбокомбинате наладили выпуск сухарей из щуки, сазана и судака. Кстати, бутылки с зажигательной смесью в Астрахани тоже делали.

Рыбацко-русский словарь

Балбер - деревянный поплавок.

Бударка - небольшая рыболовная лодка.

Бузлук - металлические шипы для ходьбы по льду.

Вентерь - рыболовная снасть-ловушка.

Вешало - перекладина для сушки рыбы.

Грохотка - приспособление для протирки икры.

Зимбиль - плетеная из чакана сумка.

Кухтыль - стеклянный поплавок для сетей.

Нереда - рыболовецкая снасть из ивовых прутьев для миноги.

Пешня - лом для проделывания проруби.

Планки - приспособление для вязки сетей.

Поршни - кожаная обувь.

Прорезь - лодка для транспортировки живой рыбы.

Режак - одностенная плавная сеть для ловли осетров.

Сандоль - двурогая острога для битья рыбы.

Стойка - речная плоскодонка, на которую складывают пойманную неводами рыбу.

Таш - глиняное грузило.

Темляк - металлический крюк.

Урак - нечто среднее между косой и серпом для рубки тростника и чакана.

Чекушпа - орудие для боя тюленей.

Чипчик - каспийский колышек, забиваемый в дно для крепления сетей.