"Куклы кашу варить помогали": С корреспондентом "РГ" поделились секретами казачьего быта и кухни
Стоило заглянуть в автобусную кассу станицы Клетской, как меня сразу опознали. "Вы в музей?" А я ведь даже ничего сказать не успел, за обратным билетом пришел. Приезда корреспондента "РГ" на Дону ждали.
Музей истории донских казаков расположился на втором этаже старинного купеческого особняка. Но в планах - расшириться, ведь экспонатов около девяти тысяч. А их надо показывать.
- Ездили по хуторам, по станицам. Кто-то глиняную посуду передавал, кто-то - чемоданчик. А потом люди сами стали нести одежду, предметы быта. И так по крупицам собрали огромную коллекцию на шесть залов, - рассказывает директор музея Наталья Берш. - Нас поддерживают и частные меценаты. Так, в конце 2022 года уроженец Волгограда, бизнесмен и филантроп Ярослав Глазунов решил помочь из личных средств. Сейчас благодаря его поддержке полным ходом идет разработка концепции развития на основе лучших практик России. В планах - превращение музея в современный туристический кластер с арт-мастерскими, купеческой лавкой и кафе.
Что сегодня осталось от казачьих традиций? Ведь уже давно нет такого сословия.
Мои собеседницы сидят в красивых старинных платьях в пол. Но понятно, что в обычной жизни все станичницы носят более современные юбки или даже джинсы. Песни? Отчасти. Но "Любэ" за столом поют чаще, чем "Любо, братцы, любо". Кухня? А вот это не просто да, но еще и с добавочкой. Тут же, не выходя из-за стола с самоваром, мне озвучивают меню.
- У нас каныши пекут. Это казачья пицца. Лепешку сверху заливают яйцом с луком и запекают. Едят со сметаной. До сих пор ко всем праздникам станичники готовят пышки с каймаком, - перечисляет организатор экскурсий Елена Бормотова. - В магазинах можно найти айран, а у нас делают ирьян. Только это не соленое, а сцеженное кислое молоко, разведенное водой. Оно очень долго не пропадало и хорошо утоляло жажду.
Естественно, готовили квас и взвар. Был и кофе. Разумеется, завозной. Его из Турции доставляли в Ростов, откуда он уже распространялся по всему Дону. Но купить зерна могли только богатые люди. А повыделываться перед соседями же хочется. Когда к казачке приходили подруги, она насыпала в ручную мельницу фасоль или какую-нибудь крупу и демонстративно молола. Якобы у нее там кофе - "можем себе позволить".
Вот как научиться обед готовить? Сегодня любая неопытная хозяйка может адресоваться к голосовому помощнику: "Эй, Алиса, Сири, Маруся, найди рецепт гречневой каши!" И электронные девки тут же расскажут, сколько чего взять и как долго на огне держать. У маленьких казачек тоже были помощницы - куклы. Они ростом как раз с чугунок. Игрушку подносили к посудине и использовали как зрительный ориентир. "По ножки насыпь крупички, а по плечики - водички". Пропорции соблюдены - можно в печку.
Сколько в горшок насыпать крупы, сколько налить воды - определяли по кукле. Фото: Роман Мерзляков
Любимые по всей России пельмени здесь раньше не варили. Зато галушки - в каждом курене. Вот только в рот сами не прыгали - такие умели стряпать лишь запорожцы. Но с солью, а то и с перцем кусочки теста жители Придонья уплетали за милую душу. Лучше всего, конечно, со сметаной. "С ней и чирик съешь", - говаривала мама одной из моих хозяек.
Вот мы и дошли до местных словечек. Ради них студенты из МГУ сюда регулярно наведываются с тетрадями. Чирики - это обувь. Видимо, родственно гоголевским черевичкам.
А еще есть сапетки (корзинки) и карпетки (носки, изначально только белые, а потом любого цвета). Так, распопинских казаков дразнили карпетками, потому что они щеголяли в носках из козьего пуха. Хотя название станицы Распопинская замечательно уже само по себе. Какие-то слова использовались в не совсем привычном значении. Например, "жалкий" - это желанный. Жалеет - значит, любит.
Современным станичным школьникам эта лексика тоже незнакома. Поэтому в музее с ними проводят интерактивные занятия.
Здесь не держат экспонаты под стеклом и не садят в каждом зале по грозной старушке. Хотя особо ценные и хрупкие предметы, конечно, убирают подальше от детей. Юным посетителям разрешают потрогать и даже воспользоваться старинной утварью по назначению. Так потомки казаков и выучивают эти сочные словечки. Вот стоят две цибарки. Что это? Обычные ведра. Настоящая донская казачка могла зачерпнуть воду из реки, не снимая ведра с коромысла. Кстати, отлично формировало осанку.
А глиняный горшок для молока - махотка. О, знакомое слово. "Старый кот к махотке крадется на парное молоко" - это из Есенина. И здесь ничего удивительного. По наиболее авторитетной версии, предки казаков мигрировали на Дон как раз с рязанских земель, с родины Есенина. У каждой хозяйки было 15-20 горшков. Зачем так много? А глина впитывает запахи. Если емкость использовали для варки ухи, простоквашу в нее уже не нальешь. Различали по размеру, форме и цвету. Более светлые - для молока, темнее - под квас.
Шукшин, Никулин во время съемок "Они сражались за Родину". Фото: Из фондов Музея истории донских казаков
Знакомить с традициями предков начинают с раннего детства. Так, есть обряды посвящения в казаки: Праздники первых штанов и первого платка. Соответственно, для мальчиков и для девочек.
Как и в любом краеведческом музее, есть раздел, посвященный войне. Клетская четыре месяца была под немецкой оккупацией. Грандиозная Сталинградская битва захлестнула и эти края. И именно в Клетском районе Волгоградской области Сергей Бондарчук снимал картину "Они сражались за Родину". В полуопустевшем хуторе Мелологовский выстроили новые дома. После съемок от декораций ничего не осталось. Сейчас там база отдыха.
- Сам Шолохов поставил два условия. Главные роли должны играть актеры, либо прошедшие войну, либо заставшие ее хотя бы детьми. И место для съемки должен был выбрать сам автор, - говорит методист Маргарита Белякова. - Четыре месяца актеры жили на теплоходе "Дунай". Начинали снимать очень рано, в четыре утра, чтобы успеть до самой жары. Около двух тысяч жителей нашего района были задействованы в массовке, многие живы до сих пор. У меня тетя снималась маленькой.
В одном из залов воссоздали каюту N 9, где в октябре 1974 года умер Василий Шукшин. Его имя здесь даже нанесено на карту: утес над Доном, где он любил сидеть вечерами, теперь называют Шукшинским.