Кто такие чулымцы и почему они не хакасы

Что мы знаем о чулымцах Это коренной народ, сосредоточенный в основном в среднем и нижнем течении реки Чулым, которая является притоком Оби. Сами себя они называют июс кижилер («чулымские люди») или пестын кижилер («наши люди»). Раньше их называли мелецкими, чулымскими или тутальскими татарами и томскими карагасами. Было и особое название для научной литературы – чулымские тюрки. Само же название «чулымцы» довольно молодое и впервые появилось по результатам переписи населения 2002 года. До того их записывали как хакасов. Несмотря на низкую численность населения – менее 400 человек – их делят на две этнотерриториальные группы: среднечулымские / мелецкие тюрки (проживают в основном в Тюхтетском районе Красноярского края) и нижнечулымские / тутальские тюрки (Тегульдетский район Томской области). Язык чулымцев относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Он занимает промежуточное положение между кызыльским диалектом хакасского языка и восточными говорами языка сибирских татар. Один из его диалектов – нижнечулымский – уже исчез, а второй – среднечулымский – делят на два говора: тутальский и мелецкий. Откуда пришли чулымцы Предки чулымских тюрок стали переселяться из Южной Сибири в район нынешнего ареала расселения начиная с XIV–XV веков. Когда русские исследователи дошли до этих мест, представители народа занимали обширные территории бассейна реки Чулым. Сегодня это земли многих районов Красноярского края, Томской и Кемеровской областей. Формирование этноса продолжалось долгие годы и после этого. Чулымцы пережили влияние кызыльцев (хакасов), нарымских селькупов и томских татар. Ученые нашли у них также элементы самодийской, кетской и даже монгольской традиций. Какое-то время их численность росла. Так, в XVIII веке чулымцев было зафиксировано 830, в начале XIX века – 3,9 тысячи человек, а в конце того же столетия – 4,8 тысячи. Но после революции их стали относить к хакасам. Следствием этого стала усиленная ассимиляция, из-за чего в начале нынешнего тысячелетия речь снова шла лишь о сотнях человек. Где живут чулымцы Традиционно свои поселения они ставили у рек, стариц и озер, потому что их главным занятием исторически было рыболовство – в основном добывали язей, щук, ельцов, стерлядь. Для этого использовали сети, котцы, неводы, остроги, запоры. В холодное время года чулымцы жили на охотничьих стойбищах. К началу прошлого века стали ходить в основном за пушниной, чтобы ее продать. Одновременно занимались сбором съедобных и лекарственных растений, кедрового ореха, заготовкой талового лыка, черемуховой сарги, бересты, ягод, крапивы. Для получения пряжи собирали коноплю. Традиционные поселения – улусы – состояли из землянок, срубных полуземлянок с крышей полупирамидальной формы, срубных юрт прямоугольной и многоугольной формы с конусообразной крышей из досок или бересты. В качестве временных жилищ использовались чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. Обязательными атрибутами внутреннего убранства таких помещений были чувалы с открытыми очагами, глиняные низкие печи для приготовления пищи, нары или лавки, сундуки, полки с образами. Впрочем, уже в XVIII веке все перечисленное стало вытесняться обычными русскими избами. К моменту прихода русских у чулымцев существовало примитивное ручное земледелие – в основном речь шла о ячмене и просо. Позднее они освоили выращивание ржи, овса, пшеницы, огородных культур. Скотоводство было очень мало распространено. Они ткали, делали веревки, сети, посуду, лодки, лыжи, нарты, освоили кожевенное дело и плотницкие работы.В качестве транспорта использовали лошадей, которых запрягали в лодки-обласки, зимой использовались ручные нарты и лыжи. Как одевались чулымцы Традиционными нарядами здесь были рубахи и штаны. Женские рубахи шились из холста, праздничные платья – из покупного ситца или шелка. Штаны же первоначально изготавливали из налимьих шкурок, позднее перешли на холщовые. В качестве верхней одежды использовали камзолы, отороченные мехом. Женским вариантом зимней одежды были беличьи или лисьи шубы, крытые материей. Головными уборами выступали белые или алые колпаки, покрывала, зимние меховые шапки. Летом часто вообще ходили без обуви. Среди других вариантов – поршни, чирки, сапоги – сначала из налимьих шкур, а позднее из кожи. Мужчины носили рубахи из китайской ткани, кафтаны со стоячим воротником, опушенные мехом, халаты из русских или среднеазиатских тканей, зимой – тулупы, шубы из козьих, лосиных или оленьих шкур, опушенные мехом шапки. Впрочем, уже в XVIII веке чулымцы постепенно отказываются от своей национальной одежды в пользу русской. Что едят чулымцы Основа рациона в традиционном варианте – рыба, дичь и дикие растения. Первую употребляли в самом разном виде: вялили, сушили, коптили. В XIX веке в рационе стали распространяться хлеб, молоко и конина. При этом употребление свинины и грибов долгое время было запрещено. До начала прошлого века было распространено заквашивание в яме на зиму ячменя, сараны и других растений. Позднее стали активно заимствоваться блюда русской кухни: творог и сыр, щи и борщ, квас и брага. Впрочем, есть и блюда национальной кухни, активно используемые сегодня: уха, бурак-порса (толченая вяленая или сушеная рыба), каша из курмача (очищенный и сушеный ячмень), талкан (болтушка из молотых зерен и муки). Во что верят чулымцы Несмотря на то, что с XVII века этот народ начал принимать православие, элементы шаманства сохранялись до 30-х годов прошлого века. Среди его атрибутов – белый головной платок, ожерелье из белых бус, сапоги, погремушка, ложка для кормления духов. Чулымцы поклонялись изображениям родовых, семейных, личных духов, чтили тотемы и священные деревья. Многие сказания были потеряны, но известны отдельные мифы о богатырях, и многие чулымские фамилии восходят именно к ним. На изделиях из дерева, бересты, ткани и кожи оставлялись национальные орнаменты. Взаимное проникновение русской и местной культур наблюдалось, например, в похоронных обрядах. Прощание с усопшим в основном проходило в рамках христианской традиции, но в могилу при этом часто клали личные вещи покойного, охотничьи принадлежности. Во время тризны часто разводили костер около могилы и прыгали через него. Фото: РИА Новости / Светлана Шевченко Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова

Кто такие чулымцы и почему они не хакасы
© РИА "ФедералПресс"