Как правильно провести Медовый Спас и почему мед тут дело десятое
Если с утра 14 августа 2023 года вам начнут приходить картинки с медом и поздравления "С Медовым спасом" - не верьте глазам своим, здесь явные ошибки. Во-первых, праздничный день 14 августа - совсем не про мед. Во-вторых, слово "спас" применительно к празднику надо писать с заглавной буквы - "Медовый Спас". В-третьих, день этот раньше называли не только "Медовый Спас", но и "Мокрый Спас", "Спас на воде". И в-четвертых, 14 августа - день не одного, а сразу четырех праздников, издавна любимых народом. А еще этот день особенный для всех Антоновых, Елизаровых, Гурьевых, Евсеевых, Алимовых, Маркеловых, потому что один из церковных праздников, отмечаемых 14 августа, и подарил русским эти замечательные фамилии. Но обо всем по порядку.
Итак, на 14 августа у нас выпадает начало Успенского поста, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, вспоминают 14 августа и святых мучеников Маккавейских из Ветхого Завета. Сложновато? Обещаю, начнем разбираться, и все прояснится. А заодно мы поймем, откуда взялось название "Медовый Спас", и почему народ а этот день лакомился постными блинами с медом да маком.
Двухнедельный Успенский пост (14 августа - 27 августа) хоть и короткий, но такой же строгий, как и Великий. Установлен он для подготовки к дню Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Слово "успение" означает мирную кончину, схожую с погружением в сон. Большинство верующих во время Успенского поста руководствуются не строгим монастырским уставом, а просто отказываются от мясного, молочного, яиц и рыбы, взяв на это благословение священника. Послабления в пост - больным, беременным, много работающим. И хотя 14 августа - начало поста, но день-то праздничный, поэтому и еда в этот день тоже праздничная. Но об этом позже.
Следующее событие - Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня: звучит малопонятно, на деле все просто. В русском названии праздника слово "происхождение" затесалось по ошибке - неверный перевод греческого слова, означающего "крестный ход". Чтобы прояснить, что речь идет именно о передвижении Креста, на котором был распят Христос, в скобках дали уточнение: изнесение. Для современного человека стало еще непонятней. Хотя ничего мудреного тут нет. Праздник - дань традиции. Еще в Константинополе IX века заметили: Крест, на котором распяли Христа, то есть Крест Господень, не раз спасал от эпидемий. Поэтому в августе, в самый пик жары, его выносили из домовой церкви византийских императоров и несли ("износили", как говорят в Церкви) в храм Святой Софии, где Крестом освящали воду. Потом святыню с молитвой носили по городу для "отвращения болезней". Позже это закрепилось и как праздник, и как обычай освящать в этот день воду. Поэтому 14 августа в храмах в центр выносят Крест - святыню христианства, а после литургии служат чин малого водосвятия. Вместе с водой освящают и мед, отсюда названия - Медовый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде.
С эпитетами медовый и мокрый разобрались, теперь выясним, откуда слово "Спас", и почему его пишут с заглавной буквы. 14 августа Церковь вспоминает победу святого благоверного князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. Или празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, то есть празднество Всемилостивому Спасителю и Пресвятой Богородице. Поволжские булгары теснили Ростовские и Суздальские земли, и князь Андрей выступил против захватчиков. С собой на битву Андрей взял образ Богородицы и Крест, которые несли перед войском. Готовясь к бою, причастившись, князь обратился к Богородице с молитвой: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем перед иконой молились и воины. А кинувшись в бой, они обратили булгар в бегство. Через века длинное название праздника в честь победы сократилось до краткого - "Спас", то есть сокращение от имени Бога - Спаситель. Именно поэтому мы пишем это слово с заглавной буквы - Медовый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде.
И наконец, о святых ветхозаветных мучениках Маккавейских и о том, почему в этот день в народе лакомились блинами с медом да маком. Про мед мы уже сказали. Блины - издревле символ сытости, радости, даже постные. А мак? Как считают этнографы, он попал на праздничный стол из созвучия с Маккавейскими мучениками, чью память церковь тоже отмечает 14 августа. Святые ветхозаветные, то есть живущие до Христа, мученики Маккавейские так истово верили в Бога Истинного, что приняли мученическую смерть от рук язычников. Приняли смерть, но не осквернили себя поклонением Зевсу. И хотя святые пострадали в 166 году до н. э., имена их живы до сих пор - не только в Церкви, но и в русских фамилиях: наши предки называли родившихся в начале августа по святцам, а от имен возникали фамилии.
Семь братьев - Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар жили во времена, когда сирийский царь Антиох Эпифан насаждал в Иудее язычество, осквернив Иерусалимский храм статуей Зевса. Иудеев принуждали поклоняться идолу, но семейство Маккавеев не покорилось. Мученическая смерть братьев Маккавеев так потрясла священника Маттафию и его сыновей, что они подняли восстание против Антиоха, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от скверны.
Русский народ воспринял этот библейский сюжет с огромным сочувствием. Вот судят девяностолетнего старца законоучителя Маккавеев Елеазара, но он твердо идет на муку и остается верным Богу. Вот на глазах у матери и братьев погибает старший из мальчиков Маккавеев, Авим, потом мученическую смерть принимают остальные. Но не отрекаются от Бога. Вот Соломонии предлагают: спаси жизнь последнему сыну, отрекись от своего Бога. Но она остается верна Господу. Русским была близка такая верность, и праздник органично вошел в народную жизнь, одухотворяя самое приземленное - быт.
Дело ведь не только в том, что мед нового сбора, да и мак как раз поспевали к празднику Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. В народном сознании и то и другое - безусловные дары Божьи человеку. Потому их и приносили в храм для освящения. И мед становился уже не просто лакомством, а воплощением Божьей Благодати, милости Бога к нам. А радостью от этого надо делиться. Вот и говорили: "на Первый Спас и нищий медку попробует", "не оскудеет рука дающего". Вот и делились - с ближними, с дальними - медом, постными блинами на меду с маком. Так праздник духовной нитью связывал прошлое с настоящим, история становилась частью жизни.
И еще одна, увы, забытая традиция. На Первый, то есть Медовый, Спас устраивали так называемые сиротские и вдовьи помочи, на которые сходились после службы в храме. Работа помочью - это труд за угощение. Стройка или ремонт в беднейшем доме. "На вдовий двор хоть щепку кинь", "с миру по нитке - голому рубаха" - это все оттуда, с сиротских и вдовьих помочей. Для таких общенародных работ существовали и особые приговоры, произносимые сердобольной Русью нараспев. "Ты - за себя, мы - за тебя, а Христов Спас - за всех нас. Не нами уставлено - не нами и кончится!"