Омбудсмен в сфере ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов заявил, что рост цен на мясо кур у поставщиков с начала марта по конец июля составил 20%, а на свинину — на 30%. В августе подорожание продолжилось. По словам Миронова, рестораторы находятся в сложном положении. Постоянно переписывать ценники в меню — не вариант. А мясо — продукт отечественного производства — все дорожает. Причем его резкий рост начался еще до падения рубля, отмечает Миронов:
Сергей Миронов омбудсмен ресторанного рынка Москвы, основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» «На самом деле, цены на курицу и на свинину растут достаточно давно. Они росли и до подорожания доллара. Суммарно по июлю цены поднялись примерно на 20-25% независимо ни от чего, а одновременно со скачком доллара вообще творится непонятно что. Поставщики поднимают их совершенно хаотично, и аргумент, что это же российская продукция, вы не так сильно зависите от доллара, никак не влияет. Цены еще не остановились, они не стабилизировались. Они продолжают подниматься, скакать, что, конечно, очень проблематично для ресторанного бизнеса».
Но не все владельцы ресторанов ощутили подорожание. Есть те, кто заметил повышение цен лишь в пределах сезонных колебаний, говорит совладелец баров «Папа Вейдер» и «Дядя Геральт» в Москве Петр Гущин. Можно либо найти других поставщиков, либо выйти напрямую на производителей.
Петр Гущин совладелец баров «Папа Вейдер» и «Дядя Геральт» в Москве «Чего-то сверхсерьезного мы не заметили, то есть ничего, что потребовало бы, например, срочно перерабатывать меню, поднимать цены и прочее. Чаще всего эти цены растут у поставщиков, и растут они значительно выше, чем реальный рост. То есть, по сути, часто происходит просто спекуляция. Сейчас все чаще начинают искать схемы связи напрямую с производителями, когда не фирма у них закупает и поставляет ресторанам, а когда рестораны буквально напрямую закупают у производителей, потому что там рост цен значительно ниже. У нас, например, у тех, у кого мы закупаем, цены выросли процентов на семь, местами на десять».
Для того чтобы закупать мясо у производителя по выгодным ценам, нужны объемы. Если закупка меньше 100 килограммов в неделю, вряд ли можно рассчитывать на выгодное сотрудничество. Фабрика сделает оптовику большую скидку, отмечает бренд-шеф ресторана «Ухват» Виктор Белей. Его заведение ощутило резкое подорожание куриного мяса.
Виктор Белей бренд-шеф ресторана «Ухват» «То, что за последние несколько месяцев выросла цена на куриное мясо — да, но по сравнению с теми же овощами, с другими позициями — это допустимая норма. 20% — это немало, но тем не менее мы привыкли, что у нас цены растут в зависимости от валюты, то есть это все влияет. Повышение заметно, но подстраиваемся, ищем замену, других поставщиков, а то, что они задирают цены, — да, это информация верна на 100%. У поставщика, грубо говоря, иногда на 30-40% дешевле отпускная цена, нежели та, которая приходит уже к нам».
Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин подтвердил Business FM, что курица и свинина подорожали на 20% и 30% соответственно. В результате необходимости продовольственного снабжения новых российских территорий резко выросло потребление. На многих предприятиях в приграничных регионах по объективным причинам нарушена работа, требуется повышение заработной платы. И все это отразилось на ценах, отмечает Юшин.
Сергей Юшин руководитель Национальной мясной ассоциации «Несмотря на то, что за первые полгода мы по всем видам мяса прибавили объемы производства, особенно по свинине, около 6%, все равно фактически мы этот спрос удовлетворить не можем. Традиционно осенью у нас цены оптовые снижаются. Если мяса больше, чем нужно потребителю, чем потребитель готов потратить денег, то мы в какие-то времена продаем и в минус. А уважаемым рестораторам я хотел бы напомнить, что на протяжении почти года, с начала 2022 года до марта-апреля 2023 года, цены на мясо птицы постоянно снижались. Этого никто уже не помнит. За восемь последних лет потребительские цены на свинину поднялись всего лишь на 15% при продовольственной инфляции почти в 60%. Птица подорожала на 44%, повторяю, что на 60% выросла инфляция продовольственная».
По данным Росстата, средние потребительские цены на охлажденные и мороженые куры в России выросли за первое полугодие 2023 года на 11,5%, при этом в течение только одного июля — на почти 7%, до примерно 200 рублей за килограмм.
ФАС сообщила, что направила запросы трем крупнейшим производителям мяса птицы для проверки обоснованности оптово-отпускных цен. Как заявило ведомство, оно активно работает с ретейлерами на предмет присоединения к добровольной инициативе по ограничению наценок или заморозке цен на отдельные категории товаров.