Технологичная борьба с контрафактом: в Италии стали чипировать сыр пармезан

Итальянцы в борьбе с контрафактом начали чипировать сыры. Производители знаменитого пармезана стали добавлять в него — точнее, на него — съедобные микрочипы, говорится в статье The Wall Street Journal.

Технологичная борьба с контрафактом: в Италии стали чипировать сыр пармезан
© BFM.RU

Сыры конкретно этого производителя изготавливаются лишь в одном месте на севере Италии с соблюдением строгих стандартов и выдерживаются не менее года. При этом продукция имеет официальную защиту в ЕС.

Авторы статьи указывают: микрочипы для контроля за оригинальностью продукта созданы из кремния и по размеру сопоставимы с песчинкой, поэтому могут спокойно употребляться в пищу. При этом взломать механизм контроля невозможно.

Контрафактный сыр практически не отличается ни по вкусу, ни по запаху. Но он дешевле оригинала. Зато его изготовители подрывают исторические устои тех, кто производит сыр. В Италии это мастерство передается из поколения в поколение, говорит журналист из Италии Сергей Иезуитов:

— Я не знаю, насколько он съедобный, но совершенно точно, что он проглатываемый, потому что это кремниевая такая фитюлька малюсенькая, которая будет вживляться под корку, которая покрывает сыр parmigiano, знаменитый пармезан. Технология была отработана еще 800 лет назад, и поэтому итальянцы, конечно, очень переживают, что кто-то постарается подделать их знаменитый сыр, потому что сыр действительно уникальный, очень вкусный. Он совсем не дешевый, он стоит от 20-30 евро за килограмм. Минимальная выдержка должна быть не менее года. Эти чипы позволяют отслеживать тот путь, который проделывает сырная головка от места, откуда ее, так сказать, отгружают, до того момента, когда она поступает на прилавок.

— Обсуждают эту новость, не обсуждают и вообще, так ли много контрафакта, что есть такая критическая необходимость чипировать головки?

— В Италии вообще контрафакта хватает. Двумя странами, которые занимают передовые позиции в области контрафакта, считаются Китай и Италия. В Италии подделывают, в общем-то, очень многое и хорошего качества. Когда возникают критические ситуации, то начинают уже бить во все колокола и принимать самые жесткие меры. Итальянцы к этому относятся довольно спокойно, потому что есть, например, такой сыр на Сардинии, который запрещен к производству, называется касу марцу, внутри, когда его разламывают, живые червячки. Когда они попадают в рот, они приятно хрустят на зубах, я, правда, ни разу не пробовал, но некоторые говорят, что забавный сыр. Поэтому я думаю, что после того, как съел червячков, уже проглотить чип — это ерунда.

Чипы работают на технологии блокчейн и отслеживают перемещения головки сыра от места производства до потребителя. Взломать его удаленно, чтобы узнать геолокацию, не получится. Дмитрий Азаров, партнер Аркадия Новикова по ресторанному проекту «Сыроварня», не поддерживает идею итальянских коллег:

— Мне это категорически не нравится как потенциальному потребителю итальянских сыров. Я думаю, что не много людей будут рады, если их будут кормить микрочипами, даже если они съедобны и безопасны. Я думаю, что, скорее всего, это вызовет отторжение. Вероятнее всего, речь идет о каких-то сырах, которые уже в судах отстояли свою идентичность, такие как пармезан, которым можно называть только сыры, которые произведены в регионе. Мне идея не нравится, мы, например, производим сыры, пока не собираемся ничего чипировать, мы, наоборот, пытаемся сделать максимально натуральный продукт без каких-либо искусственных добавок и тем более чипов.

— Вспоминаются сразу же буковки, которые раньше были в сыре, такие пластиковые, сейчас такие буковки уже не делают?

— Где-то, наверное, делают, но сейчас есть другие способы идентифицировать сыры. У нас, в общем-то, реально ручное производство, и у нас такой проблемы нет.

Во времена СССР практически в каждую головку сыра были вдавлены цифры из черного или синего пластика. Их использовали для того, чтобы обозначить число, месяц и номер варки. В течение дня делалось несколько варок, и это надо было отметить. Если во время производства по каким-либо причинам сыр оказывался испорченным, отследить все сырные головки в конкретной партии не составляло труда.