Войти в почту

Соки, БАДы, антисептики: что начали маркировать с 1 сентября

В России продолжают расширять список продуктов, подлежащих обязательной маркировке. Система призвана очистить рынок от подделок. На товар наносят специальный знак, который позволяет отследить его путь от производителя до покупателя. С 1 сентября обязательной стала маркировка антисептиков, кресел-колясок, медизделий, соков, безалкогольных напитков, а также биологически активных добавок к пище (БАД).

Соки, БАДы, антисептики: что начали маркировать с 1 сентября
© Парламентская газета

Биологически активные добавки к пище

БАДы в России не являются лекарствами, они относятся к категории пищевых продуктов. Однако эта продукция связана с жизнью и здоровьем людей, а их распространение разрешено дистанционно, поэтому контроль здесь играет большое значение, сказала ранее замминистра промышленности и торговли Екатерина Приезжева во время совещания в Совете Федерации. «Продажа пищевых добавок разрешена дистанционно, поэтому необходим особый контроль. Маркировка поможет это обеспечить», — объяснила она.

Специальную пометку нужно будет ставить на упаковку рыбьего жира, смеси витаминов для сбалансированного питания, пастилки от боли в горле, водоросли.

Вводить маркировку БАДов будут поэтапно. С 1 сентября стартовала обязательная регистрация участников оборота в системе маркировки. С 1 октября на упаковку необходимо наносить специальный код. С 1 марта 2024 года в информационную систему нужно вносить сведения о выводе БАДов из оборота, а с 1 мая 2024 года все участники рынка должны предоставлять сведения об обороте биологически активных добавок.

Антисептики

Пилотный проект по маркировке антисептической продукции стартовал по инициативе бизнеса в начале апреля 2021 года. Предпосылкой для его проведения послужил беспрецедентный рост производства контрафактной продукции, связанный с пандемией COVID-19 и повышенным спросом на антисептики. Тестовый период завершен. Внедрение обязательной маркировки также пройдет поэтапно. С 1 сентября все отечественные производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы антисептиков должны зарегистрироваться в системе маркировки, а нанесение кода обязательно с 1 октября.

Медицинские изделия

Маркировать будут обеззараживатели воздуха, ортопедическую обувь и стельки для нее, слуховые аппараты, коронарные стенты, томографы, пеленки и подгузники. Наносить код на обеззараживатели воздуха и ортопедическую обувь необходимо с 1 октября. А с 1 марта 2024 года обязательной становится маркировка остальных видов медизделий.

Кроме того, с 1 сентября стартовала регистрация в системе маркировки производителей и импортеров кресел-колясок. А с 1 октября запрещается ввод в оборот немаркированной продукции.

Безалкогольные напитки

Дата начала обязательной маркировки и ее правила определены постановлением Правительства.

Производители, импортеры и продавцы безалкогольных напитков обязаны подать заявления на регистрацию в государственной системе мониторинга в течение 15 дней после даты начала внедрения маркировки — 1 сентября. Кроме того, они должны обеспечить готовность своих программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с системой мониторинга, а также пройти тестирование в течение следующих 15 дней.

С 1 декабря наносить код необходимо на продукцию, упакованную в стекло или полимерную упаковку. С 1 марта 2024 года стартует обязательная маркировка напитков в алюминиевых банках. Наносить код на соки, нектары и компоты обязательно с 1 июня 2024 года. Продажа немаркированных безалкогольных напитков, введенных в оборот до начала обязательной маркировки, будет допускаться до истечения сроков годности этих продуктов.

Честная конкуренция и повышение качества

Напомним, что эксперимент, призванный остановить продажу нелегальной и некачественной продукции, стартовал в 2016 году, когда были промаркированы изделия из натурального меха. Пилотный проект прошел успешно, и началось постепенное усовершенствование процесса и расширение перечня товаров. Сейчас в список продукции, подлежащей обязательной маркировке, входят лекарственные препараты, шубы, табак, духи, шины, текстиль, обувь, фототовары, молочная продукция, упакованная вода.

Перечень товаров будет расширяться, поскольку результаты этой деятельности говорят о позитивном эффекте, сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. «Система маркировки помогает повышать прозрачность рынка. Она позволяет создать более справедливую конкурентную среду, не дает недобросовестным участникам рынка укрыться от налогов и таким образом выйти на более выгодные позиции. Но самое главное — маркировка обеспечивает безопасность потребителей, особенно если мы говорим о фармпрепаратах или продуктах питания, которые напрямую влияют на здоровье людей», — отметил депутат.

Учет коров и лошадей

Также с 1 сентября вступили в силу поправки в закон о ветеринарии, которые вводят обязательную маркировку сельхозживотных и их учет.

Маркировка станет обязательной, в частности, для крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, а также домашней птицы, кроликов и пчел. Весь крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов, а также животных из приютов и культурно-зрелищных учреждений будут маркировать индивидуально. Свиньи, овцы, козы, куры, индейки и утки, а также пчелы подлежат групповому маркированию и учету.

Процесс учета животного будет для его хозяина бесплатным, а средство маркировки он может выбрать сам и купить за свой счет. Это может быть пластмассовая бирка, подкожный микрочип, болюс, кольцо или ошейник. Каждому животному или группе животных присвоят уникальный идентификационный номер, состоящий из букв и цифр. Он будет действовать в течение всей жизни животного или все время существования группы животных.

Нанесение номера станет обязательным с 1 марта 2024 года.