Пришло время новой потребкооперации
Во времена СССР практически в каждом сельском районе действовали заготконторы. Они входили в систему потребкооперации и занимались закупкой продуктов сельского хозяйства у населения и у совхозно-колхозных предприятий.
Принимали все: яйцо птицы, молоко, картофель, плоды, ягоды и грибы, лекарственные травы, банные веники, мед, шкуры диких и домашних животных. Можно было сдать металлолом, макулатуру, стеклобой и многое другое. Были и бонусы: если человек хотел купить какой-либо дефицит, то самый короткий путь к этому лежал через заготконтору. Продай заготовителю что-нибудь из вывешенного списка, получи справку и дуй в магазин за одеждой, обувью, парфюмом, мебелью…
Что нам сегодня? Агрегаторы будут закупать продукцию у крестьян, при необходимости ее дорабатывать, упаковывать, маркировать и отправлять в розничную торговлю. Запрет крупным агрохолдингам маркировать свою продукцию как фермерскую также, по проекту, поспособствует поддержке мелких производителей.
На базе первого запущенного агрегатора в Тульской области работают 36 фермеров. Ассортимент включает молочные продукты, мясную гастрономию, свежую рыбу и овощи. Логистика осуществляется транспортом «Магнита». «По итогам пилота мы планируем выработать оптимальную сервисную модель агрегатора», - говорит коммерческий директор сети «Магнит» Егор Шумилин.
А в Липецкой области компания Х5 Group реализует проект «Агрегатор Х5». За последнее время местные жители сдали больше 1300 тонн овощей и фруктов, 2,5 тыс. единиц молочной продукции, 0,5 тонны мясной гастрономии. «Мы провели интеграцию этого бизнеса с соцконтрактом, - говорит вице-губернатор Липецкой области Игорь Кремнев. - Агрегатор создает запрос на то, какие сорта и виды продуктов нужны. В регионе действует особая форма поддержки в рамках соцконтракта: сельские семьи на развитие личного хозяйства могут получить 350 тысяч рублей. Агроагрегатор гарантирует, что выкупит у них весь урожай».
Помощь агрегаторов для фермеров не будет бесплатной. Но, может быть, так и должно быть? По оценке Всемирного союза оптовых рынков, от 40 до 80% овощей, фруктов, мясной, рыбной и другой скоропортящейся продукции, производимой отечественными игроками (преимущественно малыми и средними сельхозпредприятиями), реализуется через продовольственные рынки. А это значит, что поле деятельности для агрегаторов очень большое, нужно только правильно построить свою политику, найти общий язык с сельскими производителями.
А вот что касается распространения тульско-липецкого опыта на всю территорию России, то здесь есть большая закавыка. В такой большой стране, как наша, вообще невозможно все привести к одному знаменателю хотя бы из-за климатических, ландшафтных особенностей и хозяйственных условий. Нельзя слепо тиражировать чей-то опыт, пусть даже удачный.
Однако в Торгово-промышленной палате уже строят Нью-Васюки. Дескать, этот опыт может быть распространен не только на другие регионы России, но и в пространстве ЕАЭС. Посмотрим…
Татьяна Пименова.
Фото: ADOBE STOCK