Фермеры начали продавать свою продукцию в супермаркетах

Федеральные торговые сети начали открывать "фермерские островки". Это такой магазин в магазине, где даже самый маленький фермер может стать ближе к покупателям супермаркетов.

Фермеры начали продавать свою продукцию в супермаркетах
© Российская Газета

Такой формат интересен и ретейлу, и фермерам, отметили участники Всероссийского форума содействия развитию предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса России, прошедшего в Туле. Фермерская продукция сегодня весьма востребована ретейлом, что подтверждали представители сетевой розницы. Доля агропродукции составляет примерно 80%, сообщил руководитель по внешним коммуникациям и связям с госорганами Центрального округа крупной торговой сети Алексей Некрасов. "Растет спрос на дополнительный ассортимент, - отмечает он. - Крупные холдинги не так гибки, как небольшие хозяйства. Они не могут быстро перестроиться под спрос. Здесь - ниша фермеров".

Для тех, кто еще не дорос до сети, в том числе из-за высокой себестоимости, придумали "фермерские островки" - надежный путь в супермаркет

Аграрии тоже не скрывали интереса к сотрудничеству с федеральной розницей. Как отметил курский фермер Кирилл Сорокин, крупные компании используют западные технологии, а это не всегда экологично. "Надо возвращаться к натуральным продуктам", - призывает Сорокин. Но их себестоимость выходит заметно выше. Если продавать через торговые сети с соответствующей наценкой, то продукты получаются откровенно дорогими. А это потеря покупателя.

Да и строгие требования ретейла небольшое сельское предприятие самостоятельно выполнить зачастую не в состоянии. К примеру, еженедельный объем поставок должен быть не меньше 10 тонн в неделю, плюс упаковка и прочие сложности. Требования к продукции "ФРЕШ": объем поставок от 50 килограммов в неделю, регистрация продукции в системе "Меркурий", для молочной продукции - маркировка "Честный знак". Еще нужен штрихкод для готовых продуктов.

"Вот для тех, кто еще "не дорос" до сети, в том числе из-за высокой себестоимости, и придумали "Фермерские островки", - рассказала руководитель дирекции по развитию сельхозкооперации Корпорации малого и среднего предпринимательства Елена Дубинчук. - Выбираем подходящую локацию, договариваемся о площади в 20-30 квадратных метров, подбираем поставщиков. Сегодня более 450 сельхозпроизводителей на постоянной основе продают там свою продукцию. Это поможет фермеру протестировать свой продукт, изучить строгие требования сетей, почувствовать покупателя, чтобы потом развиться в полноценного поставщика".

"Фермерский островок" (это магазин в магазине) формально не относится к самому супермаркету. Поэтому поставщики не скованы жесткими договорами торговой сети. Но экологичная продукция фермера все-таки попадает на полки федеральных сетей.

На запуск этих "островков" Корпорация МСП готова давать кредиты под 9% на три года без залога. Есть и операторы, готовые объединять малых производителей на своей территории. Агрегаторами, как правило, выступают крупные сельхозпредприятия, имеющие собственные системы хранения и обработки продукции, а также сельхозкооперативы. По сути, агрегатор - та же заготконтора.

В Тульской области, к примеру, уже 30 фермеров участвуют в проекте "Фермерский островок", поставляя молочную и мясную продукцию, яйца.

В Липецкой области "островки" есть в 43 магазинах еще одной торговой сети, у агрегатора уже 70 контрагентов. Ассортимент востребованный - фрукты, овощи, молочная продукция, колбаса, сало, котлеты. В Псковской области в систему агрегатора вошли 30 предпринимателей.