Что такое шринкфляция и даунсайзинг? Или почему мы стали меньше есть за те же деньги
Сэтим явлением практически все мысталкиваемся влюбом продуктовом магазине. Те, кто обращает внимание, ругаются: «Это чегоже гады делают»! Неуточняя, кто именно гад.
Всвое время была популярна фраза великой актрисы Фаины Раневской: «Жопа есть, аслова нет». Раневская имела ввиду, что среди так называемых культурных людей наэто слово было наложено табу, ночасть тела отэтого запрета никуда неделась. Внашем случае история немного другая— явление есть, номало кто знает, как оно называется, разве что экономисты иавторы колонок наэкономические темы.
Позвольте объяснить. То, что впакете молока теперь нелитр, а975 миллилитров называется даунсайзинг (буквальный перевод санглийского— снижение размеров). То, что 975 миллилитров стоит, как литр ивыглядит, как литр, называется шринкфляция.
Уменьшая объем или вес товара, переходя отцен навес кценам наобъем, производители создают упокупателей мнимую видимость низкой цены натовар.
Недавний поход всетевой магазин поблизости отработы дал несколько примеров— молоко какбы влитровых упаковках, новодном случае 975 граммов, вдругом— 970, вупаковке масла, которую мыпопамяти считаем 200-граммовой— 180 граммов, вдругой— 380 граммов вместо четырехсот. Нет, все какбы по-честному— новый вес указан, новнекоторых случаях очень ужскромно— шрифтом поменьше игде-то сбоку.
Кто-то может сказать: подумаешь, какая ерунда— двадцать граммов масла, тридцать— молока. Нодвадцать граммов масла— это два бутерброда. Тридцать граммов молока— две столовых ложки— ихдостаточно напорцию кофе. Теперь прикиньте, как часто выпокупаете молоко имасло.
Это касается нетолько молочной продукции, производители соков проделали туже операцию. Пиво давно уже продается вбанках по450 граммов.
Вице-спикер Думы отЛДПР Борис Чернышов иего команда провели рейд постоличным магазинам (хоть что-то полезное отэтой партии). Вот его итоги: 87 процентов ассортимента молочной продукции всупермаркетах представлено вупаковках объемом 925—950 миллилитров, при этом такая тара визуально неотличима отобычного литра молока или кефира других производителей. Чернышов отметил, что крупы, составляющие основу потребительской корзины— гречка, рис, пшено, овсяные хлопья, расфасованы впачки по450 и900 граммов вместо 500 граммов икилограмма в97 процентах случаев.
Вделе обуменьшающихся упаковках главный вопрос— кому это выгодно. Даунсайзингом выгодно заниматься производителям. Уменьшение веса, объема или количества продуктов при сохранении тойже розничной цены увеличиваетприбыли производителя. Втоже время средний потребитель недолжен заметить небольшого сокращения объема. Таким образом, продажи непострадают.
Продовольственные предприятия, столкнувшись срезким ростом расходов насырьевые товары— сахар, масло имуку, атакже срастущими ценами наэлектроэнергию, удорожанием кредитов всвязи сростом ключевой ставки сокращают размеры упаковок.
Минусы для потребителя очевидны: онполучает меньше товара, арасходы все равно постоянно растут. Ощущение, что получаешь меньше, аплатишь больше, рождает неопределенность, постоянные разговоры обинфляции.
Обинфляции. Банк России сузил прогноз поинфляции натекущий год с4,5-6,5 процента до5-6,5 процента. Нас вданном случае должна интересовать крайняя цифра— 6,5, она дает хотябы приблизительное представление, насколько подорожает наша жизнь. Иесть предположение, что поитогам года этот показатель вырастет. Покрайней мере, так было впрошлые годы: реальная инфляция превышала прогнозы Центробанка.
Ночто делать обычному потребителю сэтими простыми процессами, мудрено названными шринкфляцией идаунсайзингом?
Что сделал депутат Чернышов? Подсчитал упаковки сосниженным весом ивсе? Нет, депутат продолжил сражаться засодержимое наших свами кошельков. Единственными доступным ему способом— разработал программу «Честные цены» ипопытался широко распространить ее— выборы-то близко. Аеще написал письмо вминистерство промышленности иторговли. Так, мол, итак, уважаемые господа, примите меры. Если по-простому министерство Чернышова послало.
Депутат предложил обязать торговые сети указывать «стоимость фасованных товаров врасчёте напризнанные меры веса иобъёма». Тоесть рядом сужатой упаковкой указывать, сколько стоит килограмм/литр продукции. Чиновники министерства сзаботой онароде написали депутату, что «выкладка товаров иподготовка ценников вырастут вцене, аторговые сети будут перекладывать возникшие издержки напотребителей». Тоесть уменьшенные упаковки небьют нас покарману, адополненные ценники нас окончательно разорят.
Чиновников можно понять: реализация предложения Чернышева приведет квнедоумение граждан относительно объявляемого Росстатом уровня инфляции. Если перевести эти слова сбюрократического языка нарусский, они означают, что государственные структуры признают, что они немогут, даинеочень хотят остановить обираловку граждан предпринимателями.
Так устроена наша жизнь, что если встране происходит что-то неочень хорошее, томногочисленные пропагандисты тутже призывают нас обратить взгляд назагнивающий Запад. Посмотрите, мол, вАнглии традиционную овсянку продают вупаковках по130 граммов, авпроклятых Штатах баночное пиво фасуют пополовине пинты. Иведь непроверишь. Для справки пинта— 470 граммов, тоесть пол-литра без тридцати граммов. Неспростаэто. Тем более что термин даунсайзинг ввела американская экономистка Пиппа (Филиппа) Мальмгрен.
Экономист ипублицист, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев* всвоем посте дает картину того, как складываются дела наЗападе.
Владислав Иноземцев*
«Предложение депутата (Чернышова— ред.) видится мне единственно верным, так как ровно такиеже меры действуют вбольшинстве стран (разве что невАфрике, накоторую сейчас равняется Россия). ВЕвропе они существуют с1978 года, причём в2007 года данная мера дополнена прямым запретом торговым сетям реализовывать ходовые товары (сахар, муку, крупы) вупаковках, отличающихся посвоему объёму ивесу отстандартных. ВСША подобная мера вводилась отдельными штатами впериод сначала 2000-х годовдосередины 2010-х, так что теперь указания нацену продукта заунцию или штуку есть вовсех магазинах заисключением ларьков, автозаправок или торговых автоматов.
Замечу: вовсех случаях движение вэтом направлении инициировалось непарламентариями или политиками, акак раз регулирующими органами, занимающимися стандартизацией изащитой прав потребителей».
Нонетолько хитрости производителей иритейлеров делают нас беднее.
Вот скажите, кто внимательно следит закурсом доллара, евро, атеперь июаня? Стандартным ответом будет: юаней унас нет, адоллар скоро рухнет— обэтом втелевизоре говорят.
Есть такой экономический термин— волатильность. Проще говоря, онозначает устойчивость той или иной валюты, еесклонность совершать скачки вверх ивниз. Внашем случае— исключительно вниз. Меньше, чем загод,доллар вырос на44 процента, евро— на78, юань— на60. Увеличилась ставка рефинансирования с8,5 до12 процентов, значит, подорожали кредиты.Ктомуже Центробанк неисключил дальнейшего роста ставки назаседании Совета директоров 15сентября. Обэтом заявил зампред Центробанка Алексей Заботкин.
Обо всех этих бедах сказано вписьме ассоциации «Руспродсоюз». Кроме того, там указано, что растут цены наосновное сырье— пшеницу ирастительное масло, причем мировая стоимость этой продукции стала ниже натреть.
Поэтому предприятия, выпускающие продовольственные товары,предложили врамках саморегулирования согласовать новые условия работы доначала следующего года. Тоесть признать, что волатильность валют— это достаточное основание для изменения цен.
Сами понимаете, вкакую сторону они будут изменять цены.
*—признан Минюстом России иностранным агентом