Рестораторов попросили поделиться с участниками СВО
Законопроект, предусматривающий отчисление ресторанами, ночными клубами и барами сбора в размере одного процента от суммы счета за оказанные услуги с последующим направлением средств в фонд поддержки участников спецоперации «Защитники Отечества», внесли в Госдуму 28 сентября. Несмотря на то что кабмин не поддержал документ, его авторы рассчитывают на обсуждение в парламенте, а рестораторы недоумевают, почему за деньгами пришли именно к ним. «Парламентская газета» изучила мнения сторон.
Меньше чаевых
Законопроект о ресторанном сборе депутаты Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев и Вячеслав Мархаев внесли еще 17 мая, но тогда профильный Комитет по бюджету и налогам его отклонил из-за неполного комплекта документов. Законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства, которого не было. Деньги могли потребоваться для администрирования ресторанного сбора.
На этот раз парламентарии заключением кабмина заручились, правда, оно отрицательное. В нем отмечено, что предлагаемый сбор имеет признаки, характерные для налога, однако, согласно Налоговому кодексу, «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные данным кодексом». В этой связи законопроект нуждается в существенной доработке, заключили в Правительстве.
Тем не менее депутаты рассчитывают, что теперь их инициатива доберется до рассмотрения в зале пленарных заседаний. Взимание ресторанного сбора, по мнению Матвеева и Мархаева, не вызовет негативной реакции среди посетителей предприятий общественного питания, «поскольку его размер составляет меньше процента чаевых, но при этом создаст положительный эффект в рамках всей страны».
Почему мы, а не они
Ресторанный сбор могут ввести в качестве эксперимента в ресторанах, кафе, барах и ночных клубах в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области и Краснодарском крае, говорится в тексте законопроекта. Если все пойдет хорошо, практику распространят на остальные регионы либо свернут ее.
Перечисленные регионы, а также Свердловская область оказались в топе по выручке общепита за первый квартал 2023 года. И все же в Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) удивились, почему с новым налогом пришли именно к ним. «После коронавируса и введенных санкций ресторанный бизнес находится не в лучшем положении», — сказал «Парламентской газете» президент ФРиО Игорь Бухаров. Предприниматели инвестируют в развитие своего бизнеса, чтобы его сохранить, поскольку стоимость оборудования существенно выросла, дорожают и продукты. Серьезно стоит и кадровый вопрос.
При этом в федерации вовсе не возражают против идеи поддержать бойцов и их семьи. Многие рестораторы это делают, заверил Игорь Бухаров, направляя деньги, оборудование, сотрудников на линию боевого соприкосновения. «Но почему этот сбор решили распространить на наш бизнес? — недоумевает президент ФРиО. — Так ведь можно и каждого пассажира метро попросить отчислять по одному рублю на нужды СВО или обязать банки перечислять в соответствующий фонд процент, который они берут за эквайринг. Это будут даже большие деньги, чем дадут рестораны».
Поделился ресторатор Бухаров и такой почти философской мыслью. Рестораны, мол, это не про праздность, а в первую очередь про еду. В 1920-1930-е годы появившиеся фабрики-кухни освободили советских женщин от стояния у плиты. «Чем столовая отличается от ресторана? И там и там люди едят», — заключил Игорь Бухаров.
Добровольно — пожалуйста
Маржинальность ресторанного бизнеса не такая уж высокая. Если речь не идет о большом бизнесе, например сетевом, то владелец заведения общепита не то чтобы очень богатый человек, объяснил «Парламентской газете» управляющий в сфере гостеприимства Максим Терешкин.
Бизнес этот очень зависимый, рассказал эксперт. Себестоимость каждого блюда может меняться несколько раз в течение года, соответственно, меняется прибыль владельца. Стоит понимать, что цены в ресторанах берутся не с потолка, и если в меню одного заведения салат «Цезарь», например, стоит 450 рублей, а в другом — 1500 рублей, то очевидно — это не понты. «В заведениях высокого уровня используют продукты другого качества, — отметил Максим Терешкин. — Если закупочная стоимость продукта — сто рублей, то ресторатор не может продавать его за пятьсот. К нему просто не пойдут люди, потому что в соседнем заведении то же самое будет стоить двести».
Что касается ресторанного сбора, то эксперт в сфере гостеприимства назвал его введение возможным, но на добровольной основе. «Не исключаю, что будет немало желающих делать такие отчисления, возможно, даже будут об этом специально уведомлять гостей и гордиться, — сказал Терешкин. — Но любая принудиловка — это нехорошо».