Войти в почту

На ставропольской ослиной ферме производят молоко, которое любила Клеопатра

В Изобильненском округе Ставрополья есть ослиная ферма, главный продукт которой - молоко - редкий и эксклюзивный напиток, который пользуется спросом по всей стране. Ведь ушастые животные дают его очень мало - буквально несколько сотен граммов. Зато и обладает он необычными свойствами и стоит, как черная икра, по несколько тысяч рублей за кило. Не случайно это молоко любила египетская царица Клеопатра.

На ставропольской ослиной ферме производят молоко, которое любила Клеопатра
© Российская Газета

Путь до ослиной фермы от столицы Ставропольского края занимает не больше часа, но нужно знать дорогу: где свернуть с междугородных трасс сначала к хутору, а потом и на гравийку, которая через желтеющие степи выведет к нескольким отдельным строениям, стоящим в низине.

Впрочем, гости добираются сюда не только из Ставрополя, но и из более отдаленных мест. Едут со всего края и из соседних регионов, чтобы пить ослиное молоко.

Ирина Савченко - владелица фермы - начинает беседу с корреспондентом "РГ" именно с молока: наливает стакан на пробу. По вкусу оно слаще коровьего, но более легкое по фактуре. Напоминает знакомый с детства коктейль или нечто среднее между рисовым или овсяным молоком.

Но все-таки сравнивать его с каким-то другим продуктом незачем. Ослиное молоко - совсем иное. Хозяйка фермы считает, что это вовсе не напиток, а скорее лекарство. Оно особенно помогает при болезнях легких, оказывает оздоровительное влияние на весь организм и поднимает иммунитет, говорит она.

Впрочем, еще несколько лет назад Ирина Савченко сама отнеслась скептически к словам о целебных свойствах напитка. Тогда она страдала от тяжелых последствий ковида. Поражение легких, почек и печени разрушало организм. Друг из КЧР привез ослиное молоко и сказал: пей, иначе не излечиться.

- В общей сложности за несколько дней я выпила литров девять. Когда выпила четыре, пошла делать МРТ. Врачи сказали, что легкие будто бы никогда не были поражены. УЗИ почки также показало восстановление органа. Из сердца ушла лишняя жидкость, - говорит Ирина Савченко. - Потом я стала интересоваться, что это за молоко такое. Накопала много информации. Оказывается, его пили с древности, и царица Клеопатра тоже пила. Я решила, что ничем не хуже ее.

Сначала Ирина купила пару дойных ослиц, а после стала приобретать новых. Сейчас в стаде на ферме их чуть больше сотни. Днем животные пасутся на степных просторах или гуляют в загоне. Когда Ирина открывает калитку, ослы и ослицы начинают сходиться отовсюду и окружают гостей. Хозяйка обязательно приносит с собой сладкие гостинцы, с каждым пообщается. От других посетителей животные ждут того же. Впрочем, не все. Пока одни подойдут вплотную, обнюхают или прижмутся боком, ожидая поглаживаний, другие останутся на расстоянии вытянутой руки и будут просто наблюдать.

Взгляд у ослов всегда кажется немного печальным, что, конечно, подмечали иллюстраторы, рисовавшие сказочного милновского Иа-Иа. Но хозяйка фермы говорит, что он выражает их ум и темперамент. Эти животные сообразительнее многих других копытных, в то же время упрямые, если чего-то хотят, но верные и привязчивые.

Ослица дает всего 300-400 граммов молока в день, и доить ее можно только один раз. А если осленок погибает, у мамы пропадает молоко в течение сорока минут - будто и не было никогда

- Вот Лада - одна из первых, которые появились у меня, - очень ревнивая, - показывает Ирина на ослицу в стаде. - Когда однажды привезли новых животных, она вместе с несколькими другими "первыми" просто ушла из дома и не возвращалась. Пришлось несколько дней заманивать обратно яблоками и конфетами. Но и потом, уже после возвращения, когда я разговаривала с остальными "воспитанниками", Лада смотрела на меня с укором. Мол, чего же ты так? Мы же твои, настоящие.

Кстати, разговор с ослами - работа Ирины Савченко, важная часть ухода за стадом. Даже на импровизированной экскурсии она много времени уделила общению со своими подопечными. Зовет их по именам, что-то приговаривает им на ушко, а те и рады: подставляют голову для поглаживания, дают себя осмотреть.

- Вот, глаза закисли. Ну ничего, подождите чуть, приедет сегодня ветеринар, закапает, - говорит Ирина и добавляет, что ослы требуют особенного ухода, тем более если необходимо получать молоко. - Ослица дает 300-400 граммов в день. Доить ее можно один раз. Если осленок погибает, у ослицы пропадает молоко в течение сорока минут - будто вымени никогда не было. Если ослица не видит своего ребенка - она будет зажимать молоко, да еще поди удержи ее - будет брыкаться.

Молоко ослиц такое же "темпераментное", как они сами: не поддается пастеризации без потери своих свойств. Возможна лишь заморозка. Чтобы отправить продукт на сколько-нибудь приличное расстояние, Ирина Савченко разливает его в пластиковые бутылки и обкладывает такими же - с замороженной водой. Все это упаковывает в термопакеты. В таком виде молоко доберется до всех покупателей, а они живут в разных регионах.

В жилых помещениях фермы Ирина хранит ежедневник, в котором записывает номера, имена и города заказчиков. В списке - Сочи, Адлер, Туапсе, Анапа, Владикавказ, Карачаевск и Черкесск, Москва и Санкт-Петербург. Были просьбы отправлять далеко, например в Уфу, но Ирина не рискует: боится, что молоко пропадет, пока доедет. Отправляет только туда, куда ходят автобусы из Ставрополя.

Такую географию спроса можно объяснить просто: в России на сегодняшний день всего пара ферм, где производят ослиное молоко. А спрос на него есть. Рынок и сложность получения обусловливают достаточно высокую цену - несколько тысяч за литр. Но Ирина Савченко говорит, что не всегда берет плату.

Здесь чуть больше сотни осликов. Все очень добродушные и любопытные. Фото: Никита Пешков

Ирина находит в ежедневнике номер, набирает его на кнопочном телефоне, звонит. Спрашивает, как дети. На том конце мужской голос отвечает, что сегодня спали лучше, благодарит. После фермер объясняет, что покупатель из Осетии недавно позвонил, спрашивал, почем будет молоко для его малышей, которые заболели коклюшем. Услышав цену, сказал, что позвонит, когда соберет нужную сумму. Ирина же решила, что здоровье детей важнее, и отправила молоко без оплаты. Не в кредит и не в рассрочку, а так.

И пусть кажется, что предпринимательской жилки у Ирины Савченко нет, а финансовые вопросы - вторичны, к развитию фермы она подходит стратегически. Надеется, что со временем удастся договориться с местными властями и расширить бизнес. Причем, увеличив не только поголовье и надои. Она хочет открыть контактный зоопарк и что-то вроде квартиры-музея, в котором обстановка будет как столетие назад. Поэтому уже сейчас в сарае собирает предметы старины, а в хозяйственной постройке держит нескольких павлинов. Но главными, конечно, остаются ослики. Иначе начнут ревновать.