Мусульманский богослов о скандале с халяльной «Аленкой»: «Есть вопросы к эксперту»

«Понятие «халяль» очень близко к иудейскому понятию «кошерного» мяса. У иудеев только более строго. Халяль – это мясо, над которым помянуто имя бога, которое зарезано по ритуальным канонам. Если исторически изначально этот вопрос касался напрямую только мясопродуктов, то в современных условиях в силу того, что производство продуктов питания усложняется и в них появляется множество разных добавок, в том числе животного происхождения, эти требования стали распространяться в целом на пищевую продукцию. Какой-нибудь желатин или что-то, что изымается из костей и используется в качестве стабилизатора. Мусульмане хотят быть уверенными, что в шоколадке не будет присутствовать что-то животного происхождения, а животное, соответственно, «харамное» – то есть запретное. Иногда даже доходит до таких вещей, что воду начинают проверять. Казалось бы – вода испокон веков считается чистой. Но, оказывается, в фильтрах используют какую-то костную ткань свиного происхождения. В общем, сюрпризов можно ждать в любом месте. Например, пищевой краситель кармин, который делают из жуков, используется во многих продуктах. Я не смотрел заключение о «халяльности» Аленки, но там сомневаются из-за того, что Марат Низамов проводил экспертизу. Он раньше возглавлял комитет «Халяль» и ушел со скандалом. Возможно, шоколад действительно халяльный, но вопросы к эксперту. У него такая репутация, что он уже оскандалился, и, возможно, еще раз небрежно провел процедуру. Эта проблема существует, есть ряд сертификационных центров, которые существуют не при муфтиятах. При муфтиятах обычно надежнее. А центры, которые существуют самостоятельно, по сути «штампуют» эти сертификаты. Бизнесменам хочется подешевле. Процедура контроля – это целая работа. Смотрят производство, цеха, чтобы не было смешения с другой продукцией, и так далее. Все это, конечно, влияет на себестоимость. Некоторые ушлые предприниматели вместо должной работы по контролю просто «штампуют» сертификаты, и бизнесмены рады – печать же есть! Они могут использовать это в маркетинге, расширять свою аудиторию среди мусульман, не затрачивая дополнительных усилий и денег, которые связаны с нормальной процедурой сертификации. Пока проблема действительно существует. Чтобы действительно оценить, халяль шоколад или нет, нужно смотреть производство. Изучать состав на наличие добавок животного происхождения. Если есть – нужно смотреть на производителя. Если они из исламских стран – то скорее всего халяльные, а если местные – то скорее всего не халяльные. Знаю, что сомневаются не в силу фактов в заключении, а в силу репутации человека, который уже оскандалился. Знак «халяль» дает преимущество. Это как знак «эко». Многие люди, даже неверующие, часто берут халяль, потому что даже мясо более вкусное и чистое. Животное убивают не током, там специальная процедура заклания. Чтобы кровь вышла, чтобы мясо было чистым. Трупного яда там нет. И обычные хозяйки – православные, атеистки – они просто из-за вкусовых качеств берут. Это мясо более здоровое. У халяль есть репутация экопродукта». Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

Мусульманский богослов о скандале с халяльной «Аленкой»: «Есть вопросы к эксперту»
© РИА "ФедералПресс"