В российских магазинах нашли почти 200 тонн красной икры неизвестного происхождения. Об этом заявил депутат Госдумы Сергей Лисовский со ссылкой на документы Россельхознадзора. В самом ведомстве заявили Business FM, что новость не комментируют, но и не опровергают. Депутат Лисовский направил документ в редакцию радиостанции. Из него следует, что красная икра неустановленного происхождения попала на прилавки в 50 регионов России и оказалась во многих известных сетевых супермаркетах.
Начнем с объема. Почти 200 тонн. Мало это или много? С одной стороны, это около 1,5 млн баночек по 140 граммов. С другой — с учетом объемов всего рынка экспертов это не впечатляет. Важнее тут другое, указывает исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин:
— Для обывателя 200 тонн кажется большой цифрой. С другой стороны, когда на рынке в этом году ожидается годовой оборот примерно 24-25 тысяч тонн икры, понятно, что это совсем ни о чем.
— А насколько часто бывают такие случаи с икрой?
— О выявлении таких крупных партий я не слышал, но чаще всего это происходит ближе к местам добычи. Там регулярно задерживаются браконьеры, но, как правило, это регистрируется еще до производства продукции икры. Случаи, когда происходит изъятие в московских сетях, на моей памяти бывают нечасто.
А тут икра непонятного происхождения попала в «Ленту», «О’кей», «Перекресток» и «Вкусвилл». Так как же браконьерская икра могла дойти до прилавков такого уровня? Особенно при наличии системы «Меркурий», которая отслеживает путь каждой поставки товаров, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль. Как сети могли принять такой товар? Это Business FM объяснил депутат Госдумы Сергей Лисовский:
Сергей Лисовский зампред комитета Госдумы по защите конкуренции «Есть завод, который получает как официальную, так и неофициальную икру. Потом он начинает фасовать эту икру. Он смешивает официальною икру с контрабандной. Потом он рассылает по десяткам магазинов, а информация в системе идет с определенным запозданием. Соответственно, магазин получает эту икру, она идет с официального зарегистрированного предприятия, у которого есть сертификат, он ее и продает. Потом это несоответствие выявляется, но это нельзя сразу проверить, потому что нет учета реализации мгновенно, онлайн, как делает «Честный знак», эта информация идет с запозданием. Соответственно, предприятия, которые были выявлены, исключены из системы «Меркурий», были разосланы оповещения во все торгующие организации, что данное предприятие лишено права торговать. И в следственные органы была передана информация по этим выявленным фактам».
Теперь компаниями — распространителями икры неизвестного происхождения занимаются правоохранители. Перечислять мы их не будем, достаточно знать, что, согласно базе «СПАРК-Интерфакс», в большинстве этих компаний уставный капитал не превышает 10 тысяч рублей, и работают там по одному человеку. А в шести случаях площадки вообще были признаны фантомными, так как не вели производственную деятельность по указанным адресам. На этот раз проверка (проведенная, кстати, благодаря все тому же «Меркурию») выявила несоответствие между тем, какой объем икры был поставлен на заводы и какой попал в оборот, подчеркивает руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Валентин Балашов:
Валентин Балашов руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников «Мое мнение: это было удачно проведенное мероприятие контрольно-надзорными органами, которое выявило такую серьезную партию нелегальной красной икры. На самом деле поток этой рыбной продукции на рынке центральных регионов страны, в первую очередь в столичных городах, имеет место уже много лет».
Интересная деталь: за самой справкой о выявленных случаях ввода в оборот красной икры неустановленного происхождения в Россельхознадзор обратился депутат Сергей Лисовский в рамках подготовки круглого стола о необходимости введения маркировки на икру. И, получив ответ, депутат лишний раз убедился в том, что маркировка нужна обязательно. А в беседе с Business FM Лисовский заявил, что маркировка икры решит проблему контрафактной продукции полностью.
Просто некоторые производители сопротивляются. Президент Союза осетроводов и владелец группы компаний «Русский икорный дом» Александр Новиков согласен лишь отчасти. Маркировка, по его оценкам, может очистить рынок процентов на 30. Дальше в борьбе помогут другие инструменты, которые рынку дает правительство. Но есть и другие нюансы, рассказывает Новиков:
Александр Новиков президент Союза осетроводов и владелец группы компаний «Русский икорный дом» «Маркировка частично может помочь этому. Все, что касается икры осетровых рыб, на сегодняшний день правительством приняты изменения в законодательстве, которые позволяют нам проводить регистрацию маточных стад осетровых рыб, что позволит уменьшить объем попадания на рынок контрафактной икры. А на маркировке прибыль всегда получает только одна компания — «Честный знак», где 75% дохода от введения маркировки получает частный бизнес».
Но как бы то ни было, для граждан важно, чтобы икра неизвестного происхождения ушла с рынка по максимуму. Потому что, по словам экспертов, доверять качеству икры, собранной браконьерами, нельзя. Она может оказаться вполне съедобной (при выявленных 200 тоннах контрафакта о каких-либо массовых жалобах ничего не известно), но может оказаться и смертельно опасной, если, например, браконьеры просто закапывали ее в месте сбора, пока не набирали объем на торговую партию. А по словам экспертов, они так делают. И проверять качество такой икры на себе явно не хочется никому.