Вывоз авиапассажирами красной икры с Камчатки сократился в три раза

Ровно год идет на Камчатке эксперимент по контролю над авиаперевозками икры непромышленного изготовления. За это время в багаже и ручной клади пассажиров с полуострова улетело 206,5 тонны деликатеса без документов. Как подсчитали в Приморском межрегиональном управлении Россельхознадзора, в три раза меньше, чем в предыдущие годы. Еще увезли 28 тонн икры промышленного изготовления - с маркировкой, декларациями о соответствии продукции, кассовыми чеками или товарными накладными.

Вывоз авиапассажирами красной икры с Камчатки сократился в три раза
© Российская Газета

Эксперимент явно осложнил жизнь нелегальным добытчикам и перекупщикам икры. "Нам удалось создать условия, которые препятствуют самой мотивации к незаконному промыслу, - говорит губернатор Камчатского края Владимир Солодов. - Был принят федеральный закон о проведении на Камчатке эксперимента: мы ограничили перевозку икорной продукции в личном багаже пассажиров 10 килограммами, это не доставляет неудобств тем жителям нашего края или туристам, которые действительно везут продукцию для собственного потребления, но ставит барьер на пути профессиональных перевозчиков".

Неудобств законопослушным пассажирам действительно никаких. Автор этих строк лично проверила ход камчатского эксперимента с икрой. В ноябре прошлого года везла с Камчатки два кило. Сумка проехала через интроскоп на входе и аэропорт. Сотрудник Россельхознадзора шлепнул на нее зеленый стикер - 20 жестяных баночек из фирменного магазина одного из местных колхозов даже икряным грузом не посчитали. "В зонах контроля наши работники маркируют багаж и ручную кладь пассажиров наклейками красного, желтого или зеленого цвета - в зависимости от количества в них икры", - пояснил заместитель руководителя Приморского межрегионального управления РСХН Андрей Юрьев. Этот "светофор" действует так: если в багаже нет деликатеса, его отметят зеленой наклейкой, меньше десяти килограммов - желтой, больше десяти - красный стикер и встреча с сотрудниками надзора. А без стикера просто развернут на стойке регистрации.

Кстати, нарушений нового порядка немного: за год зафиксировано лишь 14 случаев. Например, в августе пассажир рейса в Иркутск пытался провезти в багаже 25 килограммов икры без документов, а женщина, вылетавшая в Новосибирск, - 20 кило. "Сверхнормативный" деликатес пришлось передать сопровождающим. На подобном нарушении попался и один из членов экипажа самолета. А в марте устроил истерику в аэропорту гражданин, промышлявший перевозкой икры и потерявший из-за эксперимента часть своего "бизнеса": он пытался сорвать досмотр, угрожал инспекторам расправой.

Новшество отразилось не только на количестве вывозимого деликатеса, но и на работе воздушной гавани. Как сообщили в аэропорту Петропавловск-Камчатский, теперь большинство рейсов вылетает строго по расписанию, тогда как прежде большие объемы перевозимой в багаже соленой икры без документов требовали много времени для ее оформления, что вызывало задержки рейсов. "Процедура досмотра, контроля веса икорной продукции и подтверждения законности ее происхождения отлажена четко, не занимает большого времени у пассажиров, в единичных случаях - 10-15 минут", - заявил Владимир Солодов.

По словам директора по производству АО "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)" Артема Коваленко, по сравнению с прошлыми периодами средний вес багажа вылетающего пассажира сократился с 20-22 килограммов до 14-15. "Поскольку структура пассажиропотока и его направление не поменялись, то есть основания полагать, что это связано с ограничением перевозки икры. Проведение эксперимента благоприятно сказалось и на регулярности выполнения рейсов, и на общем комфорте пассажиров в терминале", - указал он.

Между тем поставщики икры непромышленного производства, потерявшие канал, нашли было лазейку - отправку авиапочтой. В сентябре служба авиационной безопасности выявила в почтовых отправлениях и не допустила к перевозке 311,3 килограмма соленой икры, в октябре - 174. Теруправление Россельхознадзора поддержало эти действия и подтвердило: "Соленая икра относится к скоропортящимся продуктам, на которые распространяется требование ст. 22 Федерального закона "О почтовой связи". Согласно этому документу отправление почтой скоропортящихся грузов, в частности соленой икры, запрещено".

Комментарий

Владимир Галицын, председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки:

"Ограничение вывоза с полуострова красной икры непромышленного производства - прекрасная идея. И хорошо, что она была реализована. Это сработало прямо на 200%! Коллеги-рыбопромышленники отмечают, что если бы не было этого эксперимента по вывозу икры через аэропорт, то количество браконьеров и незаконно добытой рыбы было бы выше. А так нелегальным добытчикам реально перекрыли кислород. Гражданам это никаких проблем не доставляет. Обычному человеку десять килограммов деликатеса без документов - более чем достаточно. Хочешь везти больше - иди покупай икру, только предоставляй на нее чеки. Хоть тонну вези, но с документами. С браконьерами бороться сложно, но можно. Ограничения для авиапассажиров помогли перекрыть один из основных каналов поставок нелегальной икры. Теперь Хабаровский край, Сахалинская и Магаданская области, Чукотский АО хотят распространить наш опыт на свои территории".